Семак может стать первым российским тренером, который выиграет с «Зенитом» два золота подряд. Для этого 44-летнему специалисту требуется не растерять за оставшиеся восемь туров РПЛ преимущество в 9 очков над «Локомотивом» и «Краснодаром». С трудом верится в то, что преследователи догонят петербуржцев, но Сергей Богданович говорит на эту тему крайне аккуратно — мол, ничего еще не решено. Такой серьезный настрой, пожалуй, только увеличивает шансы на чемпионство.
— Каковы ваши ощущения в качестве нового-старого тренера команды? — начинаем разговор с самой актуальной темы.
— Это и честь, и большая ответственность, и радость — все вместе. А в целом мы с генеральным директором клуба Александром Медведевым уже многое сказали по этому поводу на зенитовском сайте. Пришли к соглашению достаточно давно, но из-за коронавируса само подписание затянулось. В любом случае, на моей работе этот факт никак не сказывался: продолжал вместе с коллегами по штабу по плану готовиться к возобновлению сезона.
— Есть ли в вашем договоре какие-то особые пункты, от которых зависит автоматическое включение опции «плюс 1»?
— Любой тренер, который заключает контракт с таким клубом, как «Зенит», изначально понимает: будет результат — будет сотрудничество, не будет результата — не будет сотрудничества. Вот это и есть тот самый особый пункт (смеется). Понятно, что мы обязаны бороться только за первое место в РПЛ, ставить перед собой задачу каждый сезон выступать в Лиге чемпионов.
— А как быть с выходом из группы в ЛЧ? В декабре многие критиковали вас за непопадание в 1/8 финала турнира.
— Кто боится критики, тот не готов работать в «Зените». Я готов! Да и критика бывает разной: на критиканство ради показухи внимания не обращаю. Но прислушиваюсь к тем, чье мнение уважаю. При этом, правда, все равно всегда иду своей дорогой — если не брать ответственность на себя, то как тренировать такую амбициозную и популярную команду, как «Зенит»?!
Что касается Лиги чемпионов, то мы, разумеется, хотим выходить в плей-офф. Но сейчас уровень ее участников столь высок, что участие в 1/8 финала автоматом никому не гарантировано. Работаем над тем, чтобы прогрессировать на всех направлениях, постараемся как можно лучше выступить и в главном клубном турнире Европы.
— В конце мая 2018-го вы возглавляли «Зенит», еще ничего не выиграв, а новый договор заключили в роли действующего чемпиона России и без пяти минут — двукратного. Если команда не упустит титул, то войдете в историю как первый российский тренер сине-бело-голубых, который возьмет два золота подряд. Насколько сегодняшний Семак изменился в сравнении с тем, который принимал команду два года назад?
— Почти не считается — мы еще не победили в этом сезоне РПЛ. Так что раньше времени говорить про второй подряд титул не стоит. Хотя, конечно, было бы приятно его завоевать, как это удалось в свое время Лучано Спаллетти.
Что касается перемен... Все мы чему-то учимся на новой работе, в новых условиях. Быть главным тренером в таком большом клубе, как «Зенит» — серьезное испытание, многое дающее тебе и в человеческом, и в профессиональном плане. Это богатый опыт, безусловно, вносящий определенные изменения в твою жизнь.
— Вместе с вами продлили свои контракты и все члены вашего штаба?
— Пока — до конца июля. Но в ближайшее время все тренеры обсудят с клубом новые соглашения.
— Состав штаба останется прежним?
— Думаю, да. У нас сложился коллектив единомышленников. Это кто-то со стороны периодически пытается что-то придумывать, а на самом деле у нас хорошие отношения как на работе, так и вне ее.
— Но добавится ли Александр Анюков?
— Саша еще в прошлом году начинал с нами трудиться в качестве тренера, но затем решил сезон провести в Самаре в качестве футболиста. Теперь он завершил карьеру игрока и отправился в отпуск. После его окончания ждем Анюкова в команде.
— С тренерским штабом понятно. А какова ситуация с контрактами футболистов? То, что Артем Дзюба останется в «Зените», уже секрет Полишинеля: так почему бы об этом не объявить официально?
— Подобное в любом случае не входит в круг обязанностей главного тренера. Если вы думаете, что в моем новом соглашении есть пункт о выпуске релизов по тому или иному игроку, то ошибаетесь (смеется).
— После сезона-2019/20 заканчиваются договоры у Юрия Жиркова, Бранислава Ивановича, Игоря Смольникова...
— СМИ все знают, что я еще могу к этому добавить?
— Так они останутся в «Зените»?
— Скоро обо всем узнаете.
— Далер Кузяев продлит трудовые отношения с сине-бело-голубыми? Его уже успели сосватать в «Динамо».
— Да? У меня вот на сегодня нет информации о том, что он уже переходит в московскую команду. И о том, что он вообще куда-то переходит. Мне понятно желание узнать о судьбе какого-то футболиста, но для таких сообщений существует специальный департамент в клубе.
— Йордан Осорио приходил на правах аренды до конца чемпионата-2019/20. Какое будущее у венесуэльца?
— Вот здесь сделаю небольшое исключение из правил. За время пандемии многое, как вы понимаете, объективно изменилось по части арендных соглашений, так что наш клуб ведет сейчас новый диалог с «Порту» по условиям договора.
— Может, и ради Александра Кокорина сделаете исключение?
— Моя позиция давно известна, она не изменилась: был бы рад вновь видеть Сашу в нашей команде. Думаю, у него такие же чувства. Остальное покажет время.
— В прошлом августе генеральный директор «Зенита» Александр Медведев говорил, что клуб интересовался братьями Миранчук. Их контракты с «Локо» заканчиваются через год, что скажете теперь: нет ли желания вернуться к этим кандидатурам?
— Думаю, в такой ситуации будет логично, если «Локомотив» предложит им продлить соглашения.
— Вернутся ли из аренд в «Сочи» и «Уфе» хавбек Андрей Мостовой и защитник Данил Круговой?
— Вернутся, но, разумеется, после открытия летнего трансферного окна, то есть, в новом сезоне.
— В последнее время не стихают разговоры о возможном уходе нападающего Сердара Азмуна...
— Насколько мне известно, в клуб пока не приходили конкретные предложения по иранцу. Ну а публикации... Если поступит то самое конкретное предложение, которое устроит и «Зенит», и самого игрока, то все заинтересованные стороны сядут за стол переговоров и обсудят его. Пока же говорить просто не о чем.
— Следующий сезон Азмун, видимо, начнет в «Зените», ведь трансферные окна в европейских лигах откроются гораздо позже российских?
— Старт сезона-2020/21 Сердар практически наверняка проведет у нас, тут я согласен. А дальше загадывать не берусь. Что касается конкретно Италии, то не знаю, является ли именно серия А приоритетом для самого Азмуна. Честно говоря, никогда с ним на эту тему не разговаривал.
— Полностью ли восстановился от травмы Малком?
— Да — бразилец тренируется в полную силу. Скоро узнаем, готов ли он занять место в стартовом составе нашей команды. Кстати, отмечу, что все ребята, а не только Малком с большим энтузиазмом трудятся сейчас, после возвращения к тренировочному процессу. Это касается и того же Дзюбы, про которого много чего пишут, и Азмуна, через день оправляемого СМИ в другие клубы. Я рад, что коллектив работает с полной концентрацией и с большой мотивацией.
— Судя по всему, ваше решение не отпускать легионеров за границу на время пандемии приносит плоды?
— Это было не мое личное, а наше общее решение с руководством клуба. Уверен, что мы поступили правильно, попросив всех ребят остаться в Петербурге или его окрестностях. Как только «Зенит» получил разрешение проводить индивидуальные занятия на базе, то сразу смогли подключить всех игроков — без какого-либо карантина. И все ребята одновременно включились в активную работу. Добавьте к этому и то, что почти полтора месяца до этого наши тренеры по физподготовке проводили групповые видеозанятия. Понятно, что такие не идут ни в какое сравнение с тренировками на поле, но сам факт говорит о единении команды и нашем серьезном настрое на финиш сезона.
— Правильно ли понимаю, что вы изначально не рассматривали возможность проведения длительного сбора в Удельной, позволив футболистам жить дома и приезжать только на тренировки?
— Не видел смысла в том, чтобы надолго закрываться на базе. Это могло случиться только в том случае, если бы нам не оставили другого варианта для тренировок. Слава богу, этого не произошло. Естественно, возник ряд логистических проблем на фоне мер по борьбе с коронавирусом, но мы их решаем. И внимательно соблюдаем медицинский протокол.
— На своей базе вы наверняка до автоматизма отработали все необходимые в нынешних условиях механизмы, а как быть с логистикой, связанной с выездными матчами: перелеты, проживание в отелях, питание и прочее?
— До первой встречи — с ЦСКА — больше недели, так что решим все вопросы. В конце концов, это касается всех команд, а не только нас.
— Нет ли мысли прибыть в Москву 20 июня прямо под вечернюю игру, назначенную на 19.00, и вернуться обратно ночью?
— Не готов сегодня ответить на этот вопрос. Любой, даже не самый долгий перелет в другой город — это лишнее время и дополнительная нагрузка на команду. Я все-таки предпочитаю приезжать на матчи накануне, чтобы можно было спокойно выспаться. Но это не значит, что мы не рассматриваем вариант выезда одним днем. Посмотрим, оценим — и примем решение.
— До встречи с ЦСКА есть время, чтобы провести контрольный матч, ведь практики явно не хватает. Но с кем и где вы собираетесь играть, если в Петербурге сейчас нет ни одного спарринг-партнера?
— Это касается всех других участников РПЛ. Поэтому наш генеральный директор и говорил о том, что мы ждали разрешения на проведение такой встречи. Власти подобную игру санкционировали. Думаю, что в итоге сможем найти какой-то вариант с командой из другого города.
— За восемь туров до конца турнира РПЛ у «Зенита» солидный отрыв преследователей — с «Локо» и «Краснодаром» вас разделяют 9 очков. Сине-бело-голубых у могли досрочно признать чемпионом, если бы не решение возобновить первенство. Устроил бы тренера Семака такой вердикт, который наверняка вызвал бы полемику?
— Я — спортсмен, поэтому всегда хочется решать все задачи именно на футбольном поле. Конечно, мне изначально хотелось — с поправкой на эпидемиологическую ситуацию — доиграть сезон. И довести свое преимущество в очках до логического завершения. Мы хотим удержать первое место и готовимся самым серьезным образом. В то же время не понимаю, какая полемика должна была бы возникнуть, если бы в итоге чемпионат не стали доводить до конца из-за пандемии. «Зенит» заслуженно шел на первом месте к моменту, когда остановили соревнования. И если бы нашу команду в ситуации полного форс-мажора объявили бы в итоге чемпионом, то ничего криминального в этом я бы не увидел.
— Как вы относитесь к решению разрешить в оставшихся восьми турах делать не по три, а по пять замен?
— Думаю, это правильно и оправданно. Риск получения травм в нынешней ситуации возрастает многократно, так что тренеры получают возможность большей вариативности состава.
— Некоторые критикуют такой вариант за то, что футбол, мол, потеряет свое лицо и превратится в баскетбол или хоккей.
— Пять замен вовсе не говорят, что каждый тренер всякий раз обязан использовать их в полном объеме. Так что не стал бы драматизировать — можно же проводить и две, и три.
— Согласитесь с тем, что более богатые клубы с длинными скамейками запасных получают дополнительное преимущество?
— Если честно, не рассматривал бы вопрос в таком контексте. Считаю, что пять замен при современной травмоопасной ситуации — это, прежде всего, забота о здоровье игроков. Ну и еще, может быть, дополнительный шанс для молодых. А так все команды находятся, на мой взгляд, в более или менее равных условиях.
— Как вы относитесь к тому, чтобы все оставшиеся матчи чемпионата России были показаны на общедоступном телевидении?
— Болельщики очень соскучились по футболу! А попасть на стадионы сможет лишь их небольшой процент. Так что такое предложение выглядит очень заманчиво. С другой стороны, надо понимать, что существуют контракты и финансовые договоренности между телевещателем и РПЛ. Хочется верить, что в итоге найдут разумный компромисс.
— Помимо матчей чемпионата России «Зениту» еще предстоит полуфинал Кубка России со «Спартаком». Такой матч, пожалуй, достоин того, чтобы его увидела вся страна даже на Первом канале, не так ли?
— Я-то с этим могу и согласиться, но опять же — решение должны принимать компетентные в этом вопросе люди.
— Во вторник исполком РФС утвердил Петербург местом проведения кубкового полуфинала со «Спартаком», что вызвало негативную реакцию владельца красно-белых Леонида Федуна. А что вы скажете об этом решении?
— Оно справедливое. Именно об этом наш клуб изначально и говорил. Ну а перед командой стоит задача выйти в финал. Было бы вдвойне приятно завершить сезон сразу с двумя титулами. Но для этого надо всерьез поработать, чем мы все сейчас и занимаемся.