В воскресенье «Спартак» улетел из Катара, не дожидаясь последнего матча турнира в Катаре между «Локомотивом» и «Ростовом». Накануне команда Доменико Тедеско обыграла «Партизан» (3:2) и стала победителем Кубка «Париматч Премьер» — как и в прошлом году.
Особого значения этому трофею красно-белые не придают — все матчи воспринимались как тренировочные. О том, в каком состоянии сейчас «Спартак» и его ключевые футболисты, что происходит внутри команды и что ждать от весенней части сезона, мы поговорили с капитаном москвичей.
— Чем стали для вас полезны встречи на турнире в Дохе? — вопрос Джикии.
— Прежде всего, в том плане, что приятнее набирать форму через матчи. Тем более, после отпуска, когда это нужно делать как можно быстрее. Игры хорошие, соперники — тоже. Пока все хорошо.
— После первого сбора Доменико Тедеско говорил, что «Спартак» готов на минус 20 процентов. Как оцените готовность вы?
— В процентах не стану говорить. Давайте у тренера спросим, тоже будет интересно послушать (я поинтересовался у Тедеско — на этот раз немец конкретную цифру не назвал — Прим. Д.З.). Нам он таких оценок не дает. Просто по итогам сбора вместе сделаем выводы.
— В Дохе на поле выходило много молодежи, болельщики вот оценили Бакалюка и Маркитесова. Что скажете о них?
— А что говорят болельщики?
— Ну, судя по тому, что я читал, Бакалюка скорее ругали, Маркитесова хвалили.
— Ребятам тяжело сейчас. Первый раз поехали с основной командой, переживают, хотят использовать свой шанс. К матчам много внимания со стороны прессы и болельщиков, понятно, что парни волнуются. С нашей стороны оказываем полную поддержку.
Да, без ошибок не обходится. Но я тоже через это проходил, тоже был начинающим игроком, так что все нормально. По старанию и отношению к тренировкам к ним никаких вопросов нет. Напихать? Если надо что-то объяснить два раза, то с удовольствием это сделаю. Мы все действуем в интересах команды.
— 29 февраля у вас матч с «Динамо» в РПЛ, 4 марта — кубковый с ЦСКА.
— Там еще Краснодар, Тула... Календарь серьезный, да.
— Такое начало как-то отражается на подготовке?
— Не могу сказать, что работа на сборе строится исходя из календаря. Пока что работаем без деталей и конкретики в плане соперников.
— Игра с армейцами на Кубок — матч жизни для «Спартака»?
— Сто процентов. Кубок России — один из единственных шансов спасти сезон и добыть путевку в еврокубки. Потому что в чемпионате, к сожалению, идем десятыми и отрыв достаточно большой. Отмазаться за все неудачи одним Кубком, конечно, сложно. Как и взять этот трофей. Но попытаться обязаны. И еще важно, на каком месте закончим в РПЛ, и какую игру будем демонстрировать.
— На первом сборе у вас было по три занятия, если считать тренажерный зал.
— Что значит «если считать»? Считаем! Там ведь не просто разминку проводили, как кто-то думает, а достаточно серьезные упражнения нам давали.
— Случалось такое раньше в карьере, чтобы заниматься в трехразовом режиме?
— По три раза — нет, не было. Я уже говорил и сейчас готов повторить: сбор в Эмиратах — один из самых тяжелых, которые вообще проходил. Сейчас в Катаре намного легче. Тренировки кардинально поменялись, больше мяча. Это радует. Но все мы понимаем, что тяжелая работа в Абу-Даби нам тоже необходима.
— Вы тут бегали с парашютами — что за тема?
— Цепляется парашют за спину, и получаешь сопротивление при беге. Интересно. Раньше таких упражнений у меня не было. Да и вообще с парашютом никогда не встречался.
— Хотели бы прыгнуть?
— Как-нибудь в будущем.
Привет Гапонову и Умярову
— Тедеско принимает активное участие в упражнениях, особенно в тех, что на физику...
— Как интересно, продолжайте.
— Это не так?
— У нас тут молодые футболисты — это я передаю привет Илье Гапонову и Наилю Умярову — увлекательно рассказывали, как главный тренер делает с нами все упражнения, и везде он первый, и все в таком духе. Сейчас я этот миф о Тедеско развею. Когда он бегает, то делает это не с начала до конца. Когда ты покрываешь два отрезка из тридцати пяти, первым быть легко. Я тоже могу!
Так что пусть Тедеско не обижается на мою правду. Конечно, я шучу. Главный тренер и не обязан с нами бегать все отрезки, а когда он включается в пару упражнений, это приятно и дополнительно мотивирует не отставать. Но не нужно быть таким наивным, как Гапонов или Умяров!
— Может, Наиль думал, что тренер прочитает интервью и обрадуется.
— Поэтому Наиль больше не тренируется с нами. (Смеется.) Ладно, у него травма, пожелаем здоровья!
— Окей, с Тедеско разобрались. А как Хинкель — чувствуется опыт сборной Германии?
— Вот сейчас на втором сборе он начал уделять больше времени игровым деталям. Очень интересно слушать его и впитывать все, что говорит. На самом деле много нового узнаешь. И я думаю, чем ближе будет сезон, тем больше станет игровых упражнений с ним.
— Как у вас с английским?
— Футбольные вещи понимаю, но, если нужно что-то в быту, пользуюсь услугами переводчика Димы Крайтора.
— Понимаете, что современному футболисту желательно хорошо знать английский?
— Уже в процессе. Учу. Только вопросы на английском не задавайте!
— Сюда приезжал Леонид Федун. Состоялся ли личный разговор владельца и капитана?
— Нет. Он поприветствовал команду, посмотрел тренировку, а на следующий день была игра.
— Джикия — капитан «Спартака», к этому уже все привыкли. А вы сами освоились в новой роли?
— Да, вполне.
— В чем видите функции капитана? Ходить к начальству? Заводить партнеров на поле? Как-то строить общение за его пределами?
— Стало больше ответственности перед ребятами и перед болельщиками. Уже не за свою личную игру, а за результат всей команды. Если нужно что-то обсудить с руководством или тренерским штабом — легко. Я к этому готов, проблем нет. Ребятам сразу сказал: вот мой номер, пишите и звоните в любое время дня и ночи. Отдельно донес это до иностранцев, им ведь сложнее, особенно — новичкам. Если что-то случится в городе или возникнет какая-то проблема — я на связи.
— На первом сборе вы по-капитански искупали в ледяной воде тренера по физподготовке Владимира Чепзановича.
— Не отрицаю этого. Моя идея была — оба раза. Сначала один раз окунули, потом — пять. По количеству кругов, которые мы навернули.
— Отомстил вам?
— Он же умный человек. Понял, что в следующий раз придется нырять еще дольше и глубже. После этого стал немного фильтровать занятия. (Смеется.)
— Футбольный мир обсуждает ситуацию, в которую попал Кокорин. Ваше отношение к этому?
— Не в курсе политики клуба, знаю только одно — Саша как футболист и как профессионал просто необходим «Зениту». В том, что Кокорин помог бы команде, я уверен. Ни для кого не секрет, что он умеет на поле. Немного обидно сейчас за Сашу. Все, через что Кокорин прошел, — а это уже больше года — очень непросто. И сейчас с таким столкнуться неприятно. Хочется, чтобы все прошло, наладилось, и он уже побыстрее играл и получал удовольствие от своего любимого дела.
— Мамаев уже выходит на поле, даже здесь на турнире забил гол.
— Мамаев в полном порядке! Как будто вообще ничего не пропускал. Потрясающий мастер, знает игру, чувствует ее. Желаю ему поскорее набрать форму.
— Реально ли вам вместе сыграть за сборную на Евро-2020?
— Дай бог. Для начала надо самому вызов заслужить! Состав-то не я комплектую, а главный тренер. Но если они попадут в команду, мне будет приятно. Ребята — отличные. И Паша, и Саша.
— На нескольких матчах в Катаре побывал Станислав Черчесов. Чувствуется взгляд тренера с трибуны?
— Чувствуется. Даже когда его не видно, но все знают, что он сейчас придет, сразу ощущения другие.
— Мирзов прибавил на этом сборе. Что с ним случилось? Вы ведь про него тут шутили недавно, типа, он стоит 200 рублей.
— Резиуан немного болезненно воспринял мою шутку, поэтому больше не хочу тревожить его ранимую душу. Скажу так: Мирзов — в потрясающей, великолепной форме! Он — красавчик вообще. Молодец. Умница.
— Георгий, Мирзов теперь еще сильнее обидится.
— Ладно, он действительно молодец. Старается, тренируется, выкладывается. Два его мяча «Ростову» получились отличными. После перехода на схему в три защитника ему стало сложнее, но, как показала жизнь, может что-то придумать!
— По поводу схемы с пятью защитниками.
— С тремя.
— Хорошо, с тремя.
— Это очень важно!
— Понял. Так вот, вы с Жиго часто поднимаетесь высоко с мячом и сразу даете длинные передачи на нападающих. Это — новый стиль «Спартака»?
— Если соперник садится глубоко, мы, защитники, получаем мяч в центральной зоне и сами начинаем атаки. В сезоне я так отдал голевую на Ларссона. Это нормально.
— Как Соболев вливается в коллектив?
— Мы были знакомы еще по сборной — Станислав Саламович его ведь вызывал. Саша — отличный парень, со всеми хорошо общается. По футбольным качествам рано что-то говорить. Он сам признал, что в первом матче сыграл не очень удачно, готов прибавлять и развиваться вместе со «Спартаком». Здраво смотрит на ситуацию. Будем сотрудничать!
— Шюррле — чемпион мира, от которого столько ждали, а все время с ним что-то не то. Болельщики начинают от этого уставать. Поддерживаете его?
— Разговаривали как раз совсем недавно — вместе в процедурную ходили. У него небольшие проблемы с голеностопом, на этом сборе уже с нами не тренируется, но со следующего вернется в дело. Самое главное, что ничего серьезного. Дай бог, все хорошо будет в сезоне.
— Как вообще легионеры себя ведут? Поняли летние новички, куда попали?
— Освоиться — освоились. А вот понять куда попал, молодому иностранцу непросто. Что такое «Спартак», что это за клуб и что от него ждут — ребятам это тяжело осознать сразу. Стараемся помогать. Общаемся. Да и сами игроки все потихоньку понимают. Особенно когда видят фантастическую поддержку на домашних и выездных матчах. Отношение болельщиков замечательно помогает адаптации.
— Андрей Тихонов ярко себя проявляет как ТВ-эксперт и часто довольно жестко оценивает «Спартак».
— Имеет право. Виделись с ним в Катаре, разговаривали, нормально пообщались.
— Недавно он назвал Тила «дровами» за 18 миллионов евро.
— Думаю, Тилу это переведут. Что тут скажешь? У каждого свое мнение. Про меня года три назад один известный человек тоже сказал: никогда не вырастет в нормального футболиста и точно не попадет в сборную. Меньше, чем через полгода после этих слов я получил вызов в сборную и перешел в «Спартак». Время показало, что тот эксперт был не прав.
— Кто это?
— Неважно. Что касается Тила, то сейчас непростая ситуация у всего «Спартака». Мы на десятом месте. Когда есть результат, на многие недостатки закрывают глаза. Когда нету, то, наоборот, недостатки обостряются. Футболистам надо самим это исправлять. Ответить можно только на поле.
— Как пережили уход Джано Ананидзе?
— Болезненно. Тяжело, когда твой друг покидает клуб. Он меня когда-то приютил здесь, стал моим проводником в «Спартаке». И сейчас могу его назвать одним из немногих своих настоящих друзей. Надеюсь, эта дружба сохранится.
— Тедеско довольно резко сказал, что Джикия это капитан «Спартака», а не капитан Джано. Не резануло?
— Нет, ведь он имел в виду другое. Что клуб важнее личных отношений. Когда-то и мое время здесь пройдет. С начала, когда прочитал, не сразу понял смысл. Но подумав, все понял. Как футболист я должен заниматься своим делом. Это жизнь. Навечно в «Спартаке» никто не останется.
— Тяжело ли было сохранять объективность в ситуации с Мельгарехо, когда во встрече с «Зенитом» случилась их стычка с Джано?
— Здесь позиция четкая — это ненормально. И Джано это понял. Вопрос был закрыт сразу, Джано — профессионал, и не пытался использовать нашу с ним дружбу, чтобы как-то продавить свою точку зрения.
— Как у него дела сейчас?
— Общаемся каждый день. На днях больше часа разговаривали. Ситуация хорошая. Тренер (Темури Кецбая. — Прим. Д.З.) его прекрасно знает. Джано поехал за игровой практикой, чтобы набрать форму и побороться со сборной за выход на Евро.
— С Квинси Промесом поддерживаете общение?
— В последний раз переписывались после его ухода из «Севильи». Вообще стараюсь со всеми держать связь. С Димой Комбаровым, с Сашей Самедовым, со всеми нашими молодыми — Мелкадзе, Ломовицким, Тимофеевым. Все под контролем, за всеми слежу! Ждем летом обратно тех, кто в аренде.
— Зимой фанаты вручили вам «Золотого кабана». Как поддержали заряжающего Валерия Бевза по прозвищу Амиго после его отстранения от футбола на два года?
— Непосредственно с Амиго виделись, обсуждали ситуацию. Клуб его поддержал, мы тоже. Вообще всегда общаюсь с болельщиками. Если есть какие-то просьбы, стараемся помогать. Недавно был первый выезд у папы с сыном, сделали подарочки. Связь с трибунами это важно.
— Кому вручили бы «Кабана», если бы это надо было сделать прямо сейчас?
— Жиго.