Главное в интервью Кирилла Комбарова
– как футболист с супругой воспитывают трех сыновей
– какой опыт он с братом извлек из истории с рестораном "Ромашка"
– для чего защитник пошел учиться на тренера
– в чем величие Федора Емельяненко
– как Олег Кононов уходил в "Спартак"
– почему вокруг футболистов снова много негатива
– на что способен "Арсенал" в этом сезоне
Артем Агапов из Белека
– 22 января вам исполнилось 32. Не считали, сколько дней рождения встретили на сборах?
– На самом деле не считал, но очень много. За свою карьеру практически все дни рождения встречал на сборах. На них нас с Димой поздравляли, а отмечали уже позже – дома в семейном кругу.
– Сейчас вы периодически выкладываете в Инстаграме классные фото из отпуска. Как отдохнули на Бали?
– Шикарно! Отдыхали с семьей чуть больше двух недель. Обычно Новый год празднуем дома, но в этот раз решили, что хотим полететь куда-нибудь подальше и встретить 2019-й за границей.
– И это не первый отпуск, когда вы занимаетесь серфингом. Как долго учились кататься на доске?
– Это второй отпуск, когда я занимаюсь серфингом. Первый был четыре года назад, когда мы нашей компанией отдыхали там же, на Бали.
– Сыновья быстро освоили серфинг?
– Дети схватывают все на лету, буквально со второго раза встали на доску. Они маленькие, легкие – волна их не переворачивает.
– Во время сезона вы в Туле, старший сын пошел в школу в Москве. Тяжело на расстоянии, как реагируете вы, жена и дети?
– Конечно же, тяжело. Старший сын пошел в первый класс, среднего школа ждет в этом. По мере возможности родные ко мне приезжает, я езжу к семье каждые выходные, стараюсь выбираться и посередине недели.
– Как компенсируете пропущенные праздники и дни рождения?
– Как правило, подстраиваем их под мой выходной. И отмечаем дни рождения детей в Москве.
– Семья часто приезжает в Тулу? Где в городе проводите свободное время?
– Гораздо чаще, конечно, я езжу в Москву, чем они ко мне. Опять же – школа, садик. В Туле мы ходим в кафе, на разные выставки, в студию рисовать картины, гуляем в парках. В городе много хороших мест, которые можно посетить с пользой. Все время пытаемся посмотреть что-то новое. Выбираемся и в область. Куликово поле, Себино – родное село святой Матроны, куда мы регулярно ездим окунаться в купель.
– Ваша жена Екатерина ведет довольно интересный Инстаграм – выкладывает картинки ЗОЖ, бывает в ателье, у нее свой бизнес. Ее проект популярен?
– Катя не блогер, выкладывает новые фото достаточно редко – наверное, часто и не надо, показывает, как занимается спортом. Плюс занимается бизнесом: она дизайнер, у нее собственное производство трикотажной одежды в Москве и партнеры в других странах. Бренд уже достаточно узнаваемый, его носят в том числе многие знаменитости, в начале марта поедет на показ на неделе моды в Париже.
– Некоторые футболисты говорят, что одновременно играть и заниматься бизнесом невозможно, поскольку не получается все контролировать самому. Вы с братом не пожалели об идее с рестораном, который в итоге закрыли?
– Не пожалел, хотя мы потеряли определенную сумму в этом бизнесе. Но зато получили огромный опыт. Правильно говорят, что играть в футбол и заниматься бизнесом очень тяжело. Тем более таким, в котором не очень хорошо разбираешься. Насколько знаю, у многих футболистов есть бизнес. Но нужно заниматься делом, которое тебе должно нравиться, и, возможно, оно принесет доход. А самое главное – чтобы оно не мешало твоей футбольной карьере. Думаю, те футболисты, кому за 30, примерно представляют, чего хотят. Они уже уравновешены в своих решениях и понимают, что футбольная карьера рано или поздно закончиться и нужно будет чем-то заниматься.
Ресторан для нас с Димой был в первую очередь огромным опытом. Да, мы его закрыли, да, он не приносил прибыли, да, мы потеряли определенную сумму – конечно, это неприятно. Но мы получили огромный опыт. Когда открываешь дело, скажем так, для того, чтобы потешить свое самолюбие, не разбираешься в этом и им не занимаешься, любой бизнес может прогореть.
– Ваш контракт истекает летом. Какие мысли о том, что будет дальше? Готовы остаться в "Арсенале"?
– Контракт действительно истекает летом. Насколько знаю, предложение готовится. Но что будет дальше, пока не могу сказать.
– Недавно вы в большой группе действующих футболистов получили первую тренерскую лицензию. Это для того, "чтобы было", или уже определились, что будете делать дальше?
– У меня есть определенные наметки, чем я хочу заниматься после завершения карьеры. С футболом связана вся моя жизнь. Мы получили возможность отучиться на категорию А – и глупо было этим шансом не воспользоваться. Не исключаю, что в будущем буду тренером.
– За кем-то из тренеров записывали конспекты?
– За карьеру поработал со многими тренерами и одно время записывал. У каждого своя методика, а упражнения, пусть не полностью копируют друг друга, но в принципе похожи. У каждого из тренеров, с кем работал, почерпнул что-то интересное, что-то новое. И думаю, мне это пригодится.
– Какая у вас была дипломная работа?
– Мы должны были составить недельный микроцикл в соревновательном периоде и объяснить, почему сегодня такая тренировка, а завтра – другая. Оценок не было, нужно было защитить свою программу перед комиссией, которая задавала интересующие ее вопросы, а потом – либо сдал, либо нет.
– Не так давно Смолов давал интервью Собчак, и у Федора на прикроватном столике было 5-6 книг. Вы сейчас что читаете?
– Не могу сказать, что читаю много и взахлеб. Недавно с удовольствием читал с детьми книгу "Пес по имени Мани". Только что начал "Атлант расправил плечи". Понятно, что стоит изучать и определенную специализированную литературу. Это пригодится.
– Какие книги вообще читают ваши дети? И вам не кажется иногда дичью, когда смотрите современные мультики с монстрами и прочими ужасами?
– Читаем вместе разные сказки. А по поводу мультиков – мы смотрели "Ну, погоди!", "Том и Джерри" и тому подобное, но сейчас они вряд ли интересны детям. Для них снимают гораздо более интересные – и не все мультики плохие, есть много поучительных.
– А обсуждаете с детьми компьютерные игрушки? Они поймут, если им называть героев вроде Супер-Марио?
– У нас вообще закрыта тема компьютерных игр. Во многих кафе и других местах вижу, как дети без планшета или смартфона не могут нормально покушать. На мой взгляд, это неправильно. У нас чуть иначе устроено. Старшему сыну недавно исполнилось восемь, он только-только начал в какие-то моменты получать телефон – например, посмотреть мультики в машине. А компьютерные игры, приставки и прочие – пока закрытая тема. Понятно, что они в школе смотрят на других детей, у которых смартфоны и другие модные гаджеты. Но мы пытаемся их оградить от этого до определенного времени – и воспитывать так.
– В вашем Инстаграме можно найти и фото из Большого театра. Часто посещаете? Какая постановка нравится больше всего?
– К сожалению, не так часто посещаем постановки, хотелось бы больше. Мне очень нравится. В последний раз были с женой в Большом на "Евгении Онегине". Выступали наши друзья Артем Овчаренко и Анна Тихомирова, они нас и пригласили.
– Понимаете, почему такие высокие цены в Большом?
– Мягко говоря, да, высокие. Но вы же и сами понимаете, почему.
– За UFC вы следите внимательно. Какой из недавних боев впечатлил больше всего?
– Знаете, раньше я следил за единоборствами намного более внимательно. Сейчас у меня намного меньше времени. Самым ярким из последних назову бой Хабиба против Конора.
– Наказание Хабиба за прыжок в зал после боя с Конором – дисквалификация 9 месяцев и штраф 500 тысяч долларов, тогда как у ирландца 6-месячная дисквалификация и 50-тысячный штраф – считаете адекватным?
– Конечно же, нет. Наверное, в определенной степени в этом есть некий политический момент. Девятимесячная дисквалификация несправедлива. И такой огромный штраф – тоже.
– Федор Емельяненко – легенда, но не зря ли он вернулся?
– Не хочу говорить о последнем бое, который все мы смотрели и болели за Федора. Он в любом случае был и останется легендой. После него еще долго не будет такого же бойца. Не буду говорить, нужно или нет ему завершать карьеру. Он сам примет решение. На него вылилось много критики и в прессе, и в соцсетях. Но это не меняет главного. Он легенда, для одного или нескольких поколений он пример того, как нужно стараться, трудиться и оставаться скромным человеком – не только на ринге, но и в жизни.
– Представим: вы и Михаил Малютин идете по центру Москвы – кого быстрее узнают?
– Мы с Михаилом хорошие друзья. Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно пройтись по Красной площади и посмотреть. Помню, как-то были в одном заведении, сидели и кушали. И в определенный момент к нему подошли сделать фотографию больше людей, чем ко мне с братом. Люди следят за единоборствами, Михаил – заслуженный боец. И он очень любит футбол. Знаю, что сейчас он открыл в Санкт-Петербурге футбольный клуб "Ахмат". Пока на любительском уровне. Но он говорит, что это только начало. Желаю ему в этом деле удачи.
– Понимаете, почему бои стали так популярны – в чем секрет?
– Это очень зрелищно. Много крови, мяса и трештока. Все это хорошо освещается и показывается, а людям это интересно.
– Когда сами дрались в последний раз?
– Даже не помню, честно говоря. Наш с Димой отец всегда говорит: лучшая драка – та, которой не было. Лучше избежать ее, поговорить с человеком, уладить конфликт.
– На сборах смотрите матчи других команд?
– Честно – нет. Когда "Спартак" играл с "Ростовом", посмотрел только первый тайм. И все, даже потом не пересматривал лучшие моменты, не изучал соцсети. Я звонил друзьям, интересовался их мнением о том, кто в какой футбол играет, кто лучше выглядит. Друзья считают, что "Спартак" смотрится хорошо. Но это сборы, давайте не будем ориентироваться на то, как команды играют сейчас. Посмотрим, кто и как начнет вторую часть сезона.
– Уезжая из Тулы, Кононов сказал, что любому тренеру нужно четыре месяца на постановку игры. Как быстро в "Арсенале" уловили, что хотел Олег Георгиевич?
– До Кононова мы играли в похожий комбинационный футбол. В принципе тренер пришел в готовую команду со своей структурой, в которой с новыми быстрыми футболистами нужно было внести небольшие коррективы, но не требовалось ничего строить с нуля. Вначале было тяжело, но за несколько туров это наладили. В предыдущем сезоне мы тоже не сидели в обороне, да, где-то не получалось, но стремились показывать свой футбол и навязывать его соперникам.
– Уже понятно, что и насколько сильно изменится при Игоре Черевченко?
– Думаю, мы ничего не хотим сильно менять. Понимаем, что требует тренер, какое у него видение. Мы – команда, которая любит работать с мячом, но может варьировать игру. Против больших соперников действуем на контратаках, но весь матч все равно только так не проведешь. Не было такого, что мы только сидели в обороне. В принципе, нам и лично мне это неинтересно.
– В первой части сезона "Арсенал" одержал несколько крутых побед, после какой получили больше поздравлений – над "Спартаком" в Москве или "Зенитом" в Туле?
– После таких побед, когда прихожу в раздевалку, не могу сосчитать число сообщений. Поздравляют все. Зато после обидных поражений в телефоне одно-два сообщения. Это не очень приятно, но вполне понятно.
– Брат против брата – привыкли, что не первый сезон играете против Дмитрия? Не заключаете пари на исход матчей своих команд?
– Когда играли вместе в "Динамо", то спорили, кто больше забьет больше или сделает голевых передач. А теперь – никаких пари.
– Что-то обсуждаете на поле, когда пересекаетесь?
– В игре это на самом деле не так часто случается. Да и времени нет говорить.
– Весной-2018 в "Арсенале" зажигал Дзюба. Что пожелали Артему после окончания сезона перед чемпионатом мира?
– Под конец сезона мы уже понимали, что его вызовут в сборную. Конечно же, пожелали ему удачи. Он перешел в "Арсенал", стал забивать и своим отношением к делу доказал, что достоин быть на чемпионате мира. Сказали: "Давай, Артем, дерзай, и не забывай, что именно из "Арсенала" ты снова попал в сборную". И наша национальная команда добилась с ним большого успеха.
– Не считаете, что после чемпионата мира все снова переключились на один негатив в футболе?
– О чем конкретно речь?
– Дело Кокорина и Мамаева обсуждают на федеральных каналах, люди вчера хвалили сборную, а теперь оценивают поведение всех футболистов, очень много истерии осенью было вокруг "Спартака"…
– Опытные футболисты через такие негативные моменты давно прошли. И обратите внимание, кто поднимает эти темы и больше всего об этом говорит? В основном те, кто в футболе не разбираются.
У Кокорина с Мамаевым сейчас очень непростая ситуация. Да, они поступили неправильно. Но произошло то, что произошло. Каждый человек должен отвечать за свои поступки. Но и оступиться может каждый. Думаю, ребята в полной мере осознали свою ошибку, принесли извинения потерпевшей стороне. Считаю, что парни уже понесли серьезное наказание и хочу выразить им слова поддержки. Их место на футбольном поле, а не там, где они сейчас находятся. И заметьте, такие происшествия, к сожалению, происходят каждый день и в каждом городе, но на них не обращают такого внимания. Надеюсь, в ближайшее время этот тяжелый период в жизни ребят закончится, они выйдут и начнут радовать болельщиков своей игрой.
В целом же футболистам нужно оставаться профессионалами и спокойнее относиться к негативу – он был, есть и будет всегда. Сегодня ты чемпион России, а завтра – вы знаете примеры – тебя смешивают сами знаете с чем. И послезавтра ты опять будешь на коне, если сильный духом и проявишь характер.
– Дзюба уехал, Джорджевич и Ткачев опять в Туле. В "Арсенале" много арендованных, но он снова играет интересно. Команда способна повторить или превзойти прошлогодний результат – седьмое место?
– Способна и повторить, и превзойти. Больше и сказать нечего.
– В "Арсенале" немало молодежи. Как капитан и опытный игрок, даете парням какие-то советы?
– Да. Пытаюсь подсказывать, разговаривать – особенно с молодыми. Они прислушиваются и делают определенные выводы. Но я им не мама и не папа, чтобы заниматься нравоучениями, к одному и тому же человек по десять раз подходить не стану. Если он не понимает со второго-третьего раза, это его личная проблема и в голове надо самому поковыряться.
– Когда узнали, что Кононов уходит в "Спартак"? Трехнедельная история с отъездом тренера злила команду?
– В принципе, узнали сразу после победы над "Спартаком". Тогда об этом никто не говорил, но сейчас, наверное, уже можно. Сначала пошел слух, что "Спартак" интересуется Олегом Георгиевичем, потом из других источников начала поступать информация, что они договариваются. Но у нас профессиональная команда, никаких волнений не было. Понимали, что тренер может нас покинуть, и продолжали спокойно работать в том же режиме.
– Брат и друзья из "Спартака" наводили справки о Кононове или в этом не было необходимости?
– Мне звонили, спрашивали. Что считал нужным, рассказывал. Наверное, обращались не только ко мне, но и к ребятам, с которыми он работал в "Ахмате" и "Краснодаре". Думаю, любой человек в такой ситуации будет звонить другу и спрашивать о самом тренере, его помощниках, тренировках, дисциплине, штрафах и тому подобном. В этом ничего такого нет. Понятно же, что всем интересно.
– Кого назовете фаворитом чемпионата после зимней паузы?
– Не могу выделить одного фаворита. На мой взгляд, сразу несколько команд показывают хороший футбол. Плюс большая плотность, что в верхней части турнирной таблицы, что в нижней. Весенняя часть обещает быть очень интересной.
– "Арсеналу" по силам выиграть Кубок?
– По силам.
– Впереди сложный ответный матч с "Оренбургом", а о потенциальной встрече со "Спартаком" в полуфинале не шутите?
– Нет. Все абсолютно серьезно.
Блиц
– Лучший отдых?
– Мальдивы.
– Лучший сбор?
– Все.
– С кем драться Хабибу – снова с Макгрегором или с Тони Фергюссоном?
– С Тони Фергюссоном.
– Кто победит – Хабиб или Тони?
– Однозначно Хабиб.
– Что лучше мотивирует команду – пряник или кнут?
– И то, и другое.
– Прострел или навес?
– В прошлом сезоне в игре с "Зенитом" – прострел, в матче с "Динамо" – навес.
– Театр или кино?
– Театр.
– Серфинг или сноуборд?
– Серфинг.
– "Брат" или "Брат-2"?
– "Брат" и "Брат-2".