Чемпионат России. Премьер-лига. 23-й тур. "Ростов" – "Спартак" – 2:1
В спорах о правомерности того или иного кадрового решения лишь время все расставляет на свои места. И чем больше этого времени проходит, тем меньше сомнений, что зимний отказ от Романа Еременко – ошибка "Спартака".
Насколько большая – опять же покажет время, только более продолжительное. Пока никому не дано знать, долго ли бывший полузащитник ЦСКА продержится на том уровне игры, который демонстрирует сейчас. Возможно, сегодня 32-летний футболист, наконец-то почувствовавший вкус футбола после двухлетнего вынужденного перерыва, находится на кураже, а потом его не станет. А может, наоборот, те силы, энергия, ресурсы организма, которые не расходовались в течение всего этого времени, еще ждут того, чтобы выплеснуться.
Но факт, что прямо сейчас Еременко играет так, что залюбуешься. Диктует ритм игры, отдавая классные пасы внешней стороной стопы, разгоняющие одну атаку "Ростова" за другой. Делает победный дубль при 0:0 на исходе матча с "Рубином". Открывает счет в первом полуфинале Кубка с "Локомотивом". И теперь вот ведет игру донской команды в матче со "Спартаком", увенчав дирижерские усилия отличным голевым прострелом на Шомуродова.
Если бы Еременко хорошо сыграл только против "Спартака", можно было бы не сильно обращать на это внимание – на реваншистских настроениях однократно выстреливают многие. Но он так действует почти всю весну.
И, главное, Еременко здоров. В моем понимании, именно это сильно ставилось в спартаковских верхах под сомнение, когда принималось решение не перезаключать с ним контракт. Наверняка дополнительные вопросы были вызваны тем, что агент футболиста – Марко Трабукки, один из самых близких людей к Массимо Каррере. Но сильно сомневаюсь, что в "Спартаке" действовали по принципу: "Назло маме отморожу уши" и не подписывали контракт с Еременко, только чтобы не платить комиссионных Трабукки. Люди в клубе все-таки сидят взрослые, и фактор из "Мимино": "Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу" вряд ли сыграл решающую роль. А Олегу Кононову по стилю Еременко подходил идеально.
Но почти все время осенью при Кононове финский хавбек был травмирован. Получив право играть за "Спартак", сверкнул в одном матче еще при Рауле Рианчо – а потом сломался. До зимы. И, сопоставляя требуемую Трабукки зарплату, уже не краткосрочный контракт Еременко и то, что происходило осенью, в "Спартаке" решили, что затея эта слишком рискованная и игра не стоит свеч.
Опять же, жизнь покажет, что будет дальше. Наблюдать-то за Еременко для окончательных выводов надо не только сейчас, а еще минимум год. Но вот нет у нынешнего "Спартака" полузащитника с таким чувством паса, причем на различные дистанции, с таким пониманием игры. И это дает о себе знать.
Кононов, придя к красно-белым, полностью развязал руки Софьяну Ханни по части создания, на первых порах какой-то результат был, – а сейчас? Плохая игра с ЦСКА повлекла отправку этого игрока в запас. Травма Зе Луиша заставила-таки тренера еще по ходу первого тайма его выпустить – хотя по последним минутам думается, что выбор в пользу Фернанду мог сработать и эффективнее.
У Ханни – позиция, требующая, как любит выражаться Леонид Слуцкий, игровой конкретики. То есть голов и результативных передач. В весенней части чемпионата футболист сделал один пас, засчитанный "СЭ" как голевой, – с "Зенитом". В Ростове Кононов выпустил Ханни не на фланг, а в его родную центральную зону, под Луиза Адриану. Твори не хочу!
А в итоге вышло, что, если в первом тайме игра у "Спартака" (как и в матче с ЦСКА) спорилась, мяч ходил хорошо, моменты создавались достаточно часто, то после перерыва все стало гораздо хуже. Не так радикально, как с армейцами, конечно – но вектор игры стал другим. И с выходом Ханни вместо Зе Луиша это невозможно было не связать.
Выходит, предпочтение, отданное "Спартаком" Ханни перед Еременко, а также его одноклубником Поповым, не сработало. По крайней мере, пока. И клубу следует это признать. Софьян все больше выглядит футболистом подыгрыша, нежели тем, кто в состоянии вести игру команды.
Не срабатывает пока возвращение в строй человека, на которого спартаковские болельщики молились тем больше, чем дольше его не было, – Самюэля Жиго. Второй матч подряд он выходит в основе от безысходности: с ЦСКА был дисквалифицирован Боккетти, с "Ростовом" – Джикия, при том что Кутепов травмирован. И второй матч подряд француз имеет прямое отношение к пропущенным голам. Оба раза и Гацкан, и Шомуродов забили из-под него.
Все объяснимо и простительно – набор игровых кондиций, резкости, восстановление взаимопонимания с партнерами требует времени. Но "Спартаку" от этого не легче. Да и не помню, чтобы, например, Джикия после аналогичного камбэка после ЧМ-2018 совершал такие ошибки. Впрочем, у каждого – своя история, и тут уж точно надо ждать и терпеть.
Вторые таймы "Спартака" уже становятся мемом. И не работающие замены, увы, тоже. То, что с ними не срослось в Ростове, и Олег Кононов во флеш-интервью нашел в себе силы признать.
Сравните, как вышли Ханни и Ломовицкий – и как у хозяев Шомуродов. Появление Ломовицкого вместо Мельгарехо вообще стало для меня загадкой. На активности парагвайца в Ростове вообще была завязана вся спартаковская игра. И к моменту замены не было заметно – по крайней мере визуально (может, продвинутая статистика и говорила об обратном), что Лоренсо так уж сильно устал.
Ломовицкий в игру вообще не попал – и разве в первый раз? Его выстрел с 27 метров по воробьям стал тому наглядным доказательством. После второй замены у "Спартака" все стало еще хуже, чем после первой. Конечно, нельзя напрямую увязывать второй гол "Ростова" с выходом семью минутами ранее молодого полузащитника, – он пришел из прямо противоположной зоны. Но то, что "Ростов" в том отрезке стал атаковать больше, а у "Спартака" пропала всякая острота, диктует логичность гола узбекского легионера. Почувствовав это, Валерий Карпин бросил в бой еще и Зуева с Сигурдарсоном, – и преуспел. Вторая волна очередного донского стандарта накрыла красно-белых с головой.
Вот несколько минут, проведенные на поле Фернанду, были хорошими. И "передергивать" направление атак бразилец принялся толково (точно как Еременко у соперников), и комбинаторика у красно-белых стала завязываться более симпатичная.
И сразу вспомнилось о проблеме "Спартака" со стандартами. В этом матче они регулярно доверялись Глушакову, но капитан либо подавал слишком высоко, и Песьяков легко мяч забирал, либо не мог перебить первого защитника. И вспомнилось, что, когда Фернанду был здоров, при всех претензиях к его игре стандарты были единственной сильной стороной того "Спартака". Сколько штрафных с отличных позиций за последние месяцы смазали красно-белые, потому что их некому было исполнять – ни Фернанду тебе, ни Промеса!
Если возвращаться к заменам, мне не вполне понятно, отчего Кононов совсем не дает шансов Игнатову после возвращения того в строй. Конечно, главному тренеру виднее, в какой форме находится юный хавбек. Но те, кто выходит, ни остроты, ни тонкости явно не добавляют. Если бы на поле чаще появлялся Глушенков, которому Кононов дал шанс в матче с "Зенитом" – он бы уже тоже, надо полагать, освоился. Но и этого тоже нет.
При этом нельзя сказать, что "Спартак" играл этот матч так, как с "Уралом" на Кубок или большую часть встречи с "Ахматом" (пусть в ней он единственный раз и забил три мяча). По мне так действия красно-белых в первом тайме смотрелись убедительно. А потом произошла история, схожая с дерби.
Вспомним и матчи с "Краснодаром" и "Зенитом", когда в стартовых отрезках хозяйская команда смотрелась гораздо лучше, чем ближе к концу встреч. То есть задания, дающиеся Кононовым команде на предматчевой установке, в спокойной, еще не взвинченной обстановке, работают и выглядят правильными. А вот в перерыве и по ходу второго тайма, когда нужно оперативно среагировать на складывающиеся события, что-то начинает сбоить. И это происходит раз за разом.
При этом я не стал бы противопоставлять Кононову тренера, который его в воскресенье обыграл, – Валерия Карпина. Да, этот матч его "Ростов" провел здорово, сверхдисциплинированно, оперативно и компактно перемещаясь как из обороны в атаку, так и обратно. Так же происходит и почти во всех встречах ростовчан с лидерами.
А с "Уфой" в прошлом туре – 0:1. И с "Енисеем" в первом весеннем туре – 1:1. И с "Арсеналом" дома – 0:0. Не нужно иметь короткую память. Нужно оценивать ситуацию в целом. И понимать, что, когда "Ростову" нужно атаковать большими силами, вскрывать чужую эшелонированную оборону, то у Карпина начинаются не меньшие, а то и большие проблемы, чем у Кононова.
Развязка матча "Ростов" – "Спартак" могла, конечно, получиться и другой. Во-первых, крайне малозабивающий Роман Зобнин, предыдущий раз поражавший чужие ворота больше двух лет назад, 3 апреля чемпионского 2017-го, после классной комбинации с участием Фернанду (как же поздно он вышел!) и Георгия Мелкадзе имел блестящий шанс повторить тот дубль "Оренбургу". Тогда бы все говорили, что Зобнин выстреливает только дуплетами. Но с линии вратарской при активном сопротивлении защитника он пробил выше ворот.
Кстати, убежден, что Роману, который приносит массу другой пользы команде, совсем не повредит напряженная индивидуальная работа над исполнительским мастерством. Нельзя зацикливаться на мысли: "Забивать и отдавать – это не мое". Да, "коронка" игрока может заключаться в другом. Но "не мое" – это работает в случаях с защитниками, хавбекам же (тем более когда речь идет не о шестом номере, единственном опорнике, которому и подключаться особо нельзя) все равно какое-то количество голов и результативных передач за сезон в общую копилку команды кидать надо.
Кроме того, когда соперник заведомо знает, что от такого-то футболиста опасности ждать не приходится, легче организовать его команде противодействие. Чем непредсказуемее, кто в том или ином эпизоде рванет вперед – тем хуже для оппонента. Оттого так и болела когда-то у соперников голова из-за подключений с позиции центрального защитника Франца Беккенбауэра, а у нас в стране – Вагиза Хидиятуллина. Что уж тут говорить о полузащитниках?
Если же возвращаться к концовке матча, то, во-вторых, убежден, если на Луизе Адриану пенальти не было, то в добавленное время на Мелкадзе 11-метровый был однозначным. Экс-капитан "Спартака" Сергей Паршивлюк явно держал его за плечи, но Владислав Безбородов это проигнорировал. Поэтому: ВАР! ВАР! ВАР!
Впрочем, списывать поражение "Спартака" на одно судейское решение будет лукавством. Не надо было доводить ситуацию до того, чтобы она решалась на последних секундах волей рефери. Точнее, надо хотя бы один матч отыграть на высоком уровне от начала до конца, что в весенней части чемпионата "Спартаку" не удается. Но есть хотя бы приличный футбол в первых таймах, чего в первой части сезона при Каррере и Рианчо не наблюдалось.
Говорить о том, что игра поставлена – перебор, но сказать, что ею вообще не пахнет, будет большим преувеличением. Проблемы после перерыва могут быть связаны с психологией и физподготовкой. Как уже сказано выше, почти в каждом втором тайме "Спартак" сдувается. Мощное, построенное на прессинге начало почему-то ни разу еще не привело больше чем к одному голу, а на вторую половину сил не хватает. Если игра у команды заведомо энергозатратная – значит, и готовность должна быть соответствующая. Пока этого не заметно, а до конца сезона уж совсем недолго. Размышления по этому поводу, думаю, не повредят Кононову в плане дальнейшей подготовки уже к следующему сезону. В этом-то уже ничего концептуально не изменить.
И последнее на сегодня. Если вы обратили внимание, до сих пор в этих заметках ни разу не прозвучала фамилия "Гулиев". Противно.
Я сейчас нахожусь в США и пишу большей частью об НХЛ, наших игроках в ней, Кубке Стэнли. И физически чувствую, насколько же интереснее и здоровее для психики вживую наблюдать и рассказывать о Спорте в лучших его проявлениях (например, о серии "Тампа" – "Коламбус", где началось с того, что гипотетически слабые обыграли сильных в гостях, проигрывая после первого периода 0:3, а потом добавили к этому еще две суперсенсационные победы), чем замыкаться в круговерти Кокориных, Мамаевых, тех, кто их судит, а теперь и очередных Гулиевых. И думать, что это и есть что-то настоящее.
Последнее – по-моему, путь в никуда.