Дмитрий Отставнов — человек удивительный. К 26 годам он успел стать лучшим бомбардиром первенства дублеров в составе «Динамо», провести пару контрольных матчей за основу, имея в конкурентах Кураньи, Кокорина и Смолова, дебютировать за «Рубин» в РПЛ, а за «Тракай» — в Лиге Европы, поиграть за португальский и бельгийский клубы, просидеть неделю в изоляторе и пережить депортацию в Россию. В прошлом году Дмитрий выступал в ростовском СКА, а теперь вы его не найдете в заявке даже клуба второй лиги. Но сильно ошибетесь, если думаете, что Отставнов —лентяй, который не реализовал свой талант по собственной глупости. У мощного форварда не было особых задатков и если он в чем-то превосходил партнеров, то как раз за счет трудолюбия и характера.
Теперь Дмитрий зажигает в Instagram, ежедневно публикуя отчет о своей работе курьером, развозящим еду.
«Ребятки, не забываем оставлять на чай! Сейчас мне дали пятьдесят рублей, вы не представляете, как это приятно», — не слишком привычные формулировки для футболиста.
— Я уже в прошлом году развозил еду на велосипеде, когда остался без клуба, — говорит Отставнов. — Тогда стеснялся этого, никому не рассказывал. Сейчас же считаю, что в профессии нет совершенно ничего зазорного. Получаю удовольствие. Люди бесплатно на велосипедах катаются, а мне за это еще и платят. Общение с разными интересными персонажами, знакомства — кайф. Я сам себе хозяин. Хочу — выезжаю на заказы, нет — занимаюсь своими делами. Нет начальников, никто никуда не гонит. Но если решил отдохнуть, то ничего и не заработаешь. В день у меня получается не меньше 2300 рублей, рекорд — 3160 рублей. Кручу педали по 12 часов в сутки. Физическая нагрузка — ого-го. Футболистам такое и не снилось. И финансово выгоднее — в моей последней команде, ростовском СКА, получал 43 тысячи рублей. Курьером же реально и 90 тысяч заработать. Было бы желание.
— С чего начиналась ваша карьера?
— В 12 лет из Тулы перебрался в академию московского «Локомотива». В 15 лет перешел в «Динамо», а в 16 подписал первый профессиональный контракт — на 60 тысяч рублей на три года.
— Ваш ровесник Иван Соловьев, пробившийся в основу, получал в два раза меньше. Вы были в большем авторитете в дубле?
— Возможно, Ваня не сумел договориться. До этого нам с ним одинаковые стипендии назначили в академии «Динамо» — 4500 рублей.
— Вы быстро стали лучшим бомбардиром молодежного первенства. Шанс перебраться в основу появился?
— Нет. Если парень в возрасте 17 лет забивает 18 голов и его не подпускают к главной команде, это очень странно. Независимо от того, какие нападающие есть в наличии. Пусть даже Кураньи, с которым мы одного плана. В Европе на это смотрят иначе, тем более, в «Динамо» я был своим воспитанником. Но Сергей Силкин дал мне всего один раз потренироваться с основой. Уже позже, когда пришел Дан Петреску, начали подпускать к занятиям. Румын не понимал, почему я был не в главной команде, а в дубле. Сыграл даже в двух товарищеских матчах — с харьковским «Металлистом» и со «Строгино». Против российского клуба Кураньи за 80 минут забил один гол, я за 10 минут сделал дубль. Выиграли 3:0.
Тогда у меня был самый реальный шанс попасть в основу. Петреску хотел меня взять на сборы, забрал загранпаспорт оформлять визу. Но какой-то человек из руководства рассудил иначе, мне сказали: «Нет, мальчик, мы с тобой контракт продлевать не будем. Путешествуй по миру».
— Кто из основы удивлял мастерством?
— Кокорин и Смолов. Вообще я все лиги повидал. Еще удивлял Ильзат Ахметов из ЦСКА. Вот настоящие таланты на моем пути. Все остальные примерно одинаковые. Просто кому-то повезло — воспользовался своим шансом и рос в премьер-лиге. А кто-то — не использовал, и теперь развозит пиццу (смеется).
— После «Динамо» куда отправились?
— Буду рассказывать только легальные истории (улыбается). Я попал в первую лигу в «Нефтехимик». С шикарной базы в Новогорске ты приезжаешь в Нижнекамск, о существовании которого даже не знал, для тебя это диковато, огромный контраст. Там клуб вылетел в ПФЛ, я непонятным образом в 10 матчах забил 11 голов, меня начали восхвалять и названивать. Из ЦСКА, другие тренеры-селекционеры, называли лучшим.
— Сколько тогда получали?
— 70 тысяч рублей «грязными», то есть около 63 «чистыми». И столько же — премиальные.
— Что же дальше?
— Поступило конкретное предложение из ФНЛ, но я выбрал вариант за меньшие деньги с «Рубином-2», чтобы получить шанс вернуться в РПЛ. И сделал это буквально за месяц. Меня увидел Ринат Билялетдинов, сказал: «Давай-ка, иди с нами тренируйся!» В Казани мне сделали зарплату 80 тысяч «чистыми». Обещали улучшить условия до 300 тысяч, если хорошо себя проявлю.
— Не удалось?
— Получается, нет. Из Татарстана пришлось уехать. Моя большая ошибка, что не играл в «Рубине-2» с мужиками. Получилось, что подтянули к основе, тренировался с ними, выступал же за дубль, а это детский сад. В 21 год против 18-летних пацанов — для меня пользы уже не было.
— При этом успели дебютировать в РПЛ, выйдя против ЦСКА.
— Получилось прикольно. Когда попал в главную команду «Рубина», начал очень много тренироваться — утром и вечером нон-стопом. Но на игры меня не ставили. Мне это надоело, думаю: «Пошли все нафиг!» Пошел в ночной клуб, жестко напился. Потом пришел на тренировку, и стал там лучшим — всех отвозил. Мне говорят: «Готовься, ты в стартовом составе с ЦСКА». Это что-то паранормальное.
— Есть объяснение?
— Я как деревом был, так деревом и остался (улыбается). Говорят, что надо тысячу раз меч наточить, чтобы он был острым. Думаю, это фигня. Мне эти дополнительные тренировки не помогли никак. Всегда все делал со всей ответственностью, но техника не улучшалась. Можешь полдня бить штрафные, но не прибавить в этом компоненте ни на грамм. Я круче всех только головой играю, наверху вообще соперников не замечал. У меня еще лоб большой, бью точно. А вместо дополнительных тренировок лучше отдохнуть, восстановиться. Выкладываться надо на командной тренировке. Если бы дополнительными занятиями можно было повысить качество игры, у нас бы одни Месси играли.
— Как вам в стартовом составе с похмелья?
— Ну, я же не перед игрой, а за четыре дня до нее. Это 29-й тур, ответственный матч, мы с «Динамо» боролись за еврокубки.
— В той встрече «Рубин» уступил. Каково это — противостоять Игнашевичу и братьям Березуцким, сильнейшим защитникам страны?
— Если честно, меня трясло за три дня до игры, во время матча и неделю после него. Накануне вообще почти не спал. Не помню, как добрался до стадиона и как переодевался, потому что очень сильно нервничал. В итоге просто не воспользовался своим шансом. Тогда я второй раз понял, что такое настоящий футбол. Первый раз это случилось, когда за «Динамо» вышел против «Металлиста» в Харькове — на трибунах было 23 тысячи зрителей. Все остальное, что было у меня в России — по мне это не футбол.
— В первой лиге футбола нет?
— Очень сильный контраст. Первая лига — это такая же вторая лига, только деньгами отличается.
— После «Рубина» вы поехали за границу?
— Нет, меня отправили во вторую лигу в ульяновскую «Волгу». Это был самый депрессивный переход в карьере. В мае выходил против ЦСКА, а в конце июня — начале июля — против команды из Сызрани. Представляете, какой контраст! Как ни странно, там забивал в каждой игре и стал лучшим бомбардиром ПФЛ.
— Что это вам дало?
— Мне опять начали звонить всякие псевдоагенты и псевдоруководители. Говорить: «Я вот вчера с Моуринью разговаривал, позавчера — с Гвардьолой... Сейчас тебе сделаю супертрансфер». Я понимал, что это мой шанс и надо что-то делать. В России ловить было нечего. Сказал: «Кто первый найдет мне клуб в Европе, с тем подпишу контракт». Тогда все засуетились, и два порядочных агента отыскали вариант в Португалии — «Санта-Клара» из первой лиги. Кстати, клуб вышел в высшую лигу, но уже после того, как я оттуда ушел (улыбается).
— Выходит, вы им мешали?
— Я там ходил с недовольной славянской гримасой из-за того, что меня не ставят в состав. Хотя надо было спокойненько полгода тренироваться, адаптироваться и учить язык. Это очень классный опыт, в Европе реальный футбол. В России же он только в РПЛ, ниже можно лишь зарабатывать деньги.
— В Португалии получали больше, чем в России?
— Мне платили 1200 евро, премиальных не предусмотрено. Плюс клуб снимал апартаменты.
— Чувствовали себя в полном финансовом порядке?
— Да, я не напрягался. Понятно, что в деньгах я потерял. В «Рубине» зарабатывал 80 тысяч плюс премиальные. В Португалии — 100 тысяч рублей, но мне хватало. Первое время со всеми общался, учил язык, а потом ко мне приехала девушка. Отдалился от команды, подумал: «Я ведь русский человек, зачем мне учить язык?» Там выдавали машину либо одному, либо с одноклубником. Мы с защитником Диашем постоянно ездили на пляж. Он мне как папка был, постоянно рассказывал — что, как и когда.
«Жена требует 500 тысяч евро и не пускает домой». Трагические откровения польского футболиста, забивавшего «Спартаку»— Прибавили в футбольном плане?
— Когда приехал в Португалию, был деревянней, чем водитель автобуса. Тренер по физподготовке и врачи спокойно бы играли в нашей второй лиге. Там делают большой акцент на тренировках. Я в жизни таких занятий не встречал. В команде сразу подметили мой недостаток — забиваю, бегу, мощный, но не могу мяч сохранять. На протяжении шести месяцев после каждой тренировки со мной оставались и давали специальные упражнения. Это не то, что индивидуальные занятия сам с собой. Меня заточили настолько, что начал технично принимать мячи, обводить, делать переступы. Вообще тренеры там в нереальном авторитете. Когда он орет «Вамош», тебе страшно. Первого тренера, который у меня был в Португалии, через три месяца забрали в команду высшей лиги. Потом пришел другой, его через неделю забрали туда же. Потом назначили Карлоша Пинту — это лучший специалист за всю мою футбольную карьеру, хотя с ним работал всего месяц. Он говорил: ты куда уходишь, почему не играл, я тебе дам время на поле. У него попробуй только пискни на тренировке. Мистер. У нас Иваныч, Саныч, а у них все Мистеры.
— Надо было оставаться?
— Нет, это не мой вариант игры. Там стиль футбола техничный. Я мог бы остаться и, может быть, переквалифицировался бы в техничного футболиста. Но это вообще не мое. Мое — это бежать, топтать, грызть, кусаться. В Португалии не особо удовольствие получал именно от тренировок. Но оно того стоило, классный опыт, я прибавлял.
— Потом вы отправились в Бельгию?
— Да. И там вообще обалдел. Вот это мое! Такие black мэны, два метра ростом. Меня ударили — я их ударил. Бежишь, топчешь...
— Это второй дивизион был?
— Да — как наша ПФЛ. Команда где-то в середине шла. «Патро Эйсден Масмехелен».
— Какую зарплату могут положить в ПФЛ Бельгии?
— Там мне сделали 3,5 тысячи евро. Плюс давали на апартаменты 800 евро. Плюс премиальные — 500 евро. И что самое классное, там был президент китаец. У него есть еще ФК во второй французской лиге, а также в третьей английской. Когда туда переходишь, ты больше чем на полгода в клубе не задерживаешься. Играешь, на тебя смотрят и куда-то отправляют — во Францию, в Англию. Для меня это был просто нереально крутой вариант. Но, к сожалению, в этот момент меня депортировали. Потому что граждане Португалии — такие ленивые люди, что забыли мне сделать рабочую визу. Я семь месяцев находился в Португалии нелегально. А это судебное дело.
— Вы об этом даже не знали?
— Не знал. Думал, что в клубе все оформили, как полагается. А ничего не сделали. Из Бельгии меня отправили в Россию делать визу.
— Сколько вы пробыли в Бельгии?
— Две недели. Не провел ни одной игры, не получил зарплаты, только тренировался.
— Визу сделать не удалось?
— Нет, визу никто не дал. Хотя большие деньги в нее вложил, что-то куда-то отправлял. Но все без толку. После Бельгии возвращаться в Россию оказалось очень тяжело.
— Никакой мотивации?
— Вообще все упало, завяло. После того, когда ты видишь, сколько селекционеров приходит на тренировки... У меня там агент был, такой лысый, на героя фильма «Физрук» чем-то похожий. Никогда не видел, чтобы так деньги выбивали. Мы ведем переговоры, он меня хватает за руку и говорит: уходим отсюда, я тебя сейчас в другой клуб устрою. А руководство кричит: стой, нам самим нужен! Уезжаем, нам перезванивают, там реально сериал какой-то. Я подписывал контракт сначала в офисе, потом в ресторане, затем еще куда-то отправлялись. Где-то три дня на подписание уходило. А в России как это делается? Вот здесь подпиши — все, иди.
— Он вам раза в два увеличил контракт?
— Где-то так. Сначала по договору воевал, потом по трансферной стоимости. Когда меня будут продавать — сколько он за это получит. Там агенты за своих футболистов просто убиваются.
— И где вы очутились после Бельгии?
— Попал к замечательному тренеру. Именно к тренеру с большой буквы — Юрию Газзаеву в «Волгаре». Конечно, контраст между Европой и Россией мне очень тяжело дался. Я успел стать европейским мальчиком, убил в себе русского человека. А тут снова эти косые взгляды: кто ты, что ты, зачем сюда приехал. Мне очень повезло, что попал именно к Газзаеву. Это космос какой-то! Для меня его уровень стал открытием. Хотя был у Юрия Фарзуновича на просмотре, когда еще в ульяновской «Волге» играл.
— Тогда он вас, наверное, запомнил?
— Да. Но у меня не получился переход, потому что «Волга» запросила относительно большие деньги для первой лиги — миллион рублей. «Волгарь» не стал их отдавать.
— Чем именно Газзаев удивлял?
— Много факторов. У него, скажем, подход к каждому футболисту. И авторитет тоже. Вот он посмотрит — все! Плюс очень порядочный. Человек с большой буквы.
— У вас получалось в «Волгаре»?
— Нет, у меня там не получилось. Я за 9 матчей забил 1 гол. Долго перестраивался. Потому что европейский футбол и российский — это как небо и земля. В Европе надо так бегать, а в России — чуть-чуть по-другому. Долго идет перестройка. В том числе ментальная. У меня же получалось: там полгода, в другом месте полгода... В Европе одни требования по прессингу, в России — другие. Только спустя два года догоняем: чуть-чуть с запозданием все приходит.
— И вы опять в нелюбимый Ульяновск отправились?
— Если вы про депрессивный переход, то в итоге-то он для меня счастливым оказался — лучшим бомбардиром зоны там стал. Но понимал, что не хочу в России оставаться. Пытался из «Волгаря» летом уехать в Европу — агенты не нашли вариантов. И тут поступило предложение из Ульяновска. Я сказал: сделайте мне 150 тысяч рублей — поеду. Они сделали — я поехал. Зарплата была, наверное, самая большая во второй лиге.
— А в «Волгаре» сколько было?
— 70 тысяч. 72 где-то... Но премиальные 60 тысяч, а в «Волге» — 30 тысяч.
— Как все же удалось уехать за границу — в Литву?
— Нелегально туда попал из-за депортации. Не буду говорить, как. У меня остались связи в Европе. Я позвонил человеку и сказал: слушай, не хочу оставаться в России. Найди мне любой клуб в Европе, потому что здесь начинаю гнить, как футболист. Он ответил: дай мне один день — найду тебе клуб. На следующий день мне звонит и говорит: прилетай. Вот так работают агенты. Прилетел, затем одна тренировка, подписание контракта, на следующий день матч чемпионата Литвы. Еще через два дня — встреча Лиги Европы. «Тракай» из Вильнюса — то ли третье место, то ли четвертое в чемпионате. Зарплату мне там сделали 1,5 тысячи евро.
— Это был европейский агент?
— Да, оттуда. До сих пор с ним общаюсь.
— В Лиге Европы лучше дебютировали, чем в премьер-лиге?
— Там я очень хорошо себя проявил. У нас был тренер-испанец, работал в академии «Реал Сосьедад». Это мое. Чемпионат Литвы мне тоже понравился. Но там провел только два матча, потому что меня посадили после игры Лиги Европы. За то, что документы подделал. И все, на этом история закончилась. Мы встречались с какой-то командой из Уэльса, летели из Ливерпуля в Литву. Хотя меня заприметили еще тогда, когда улетали из Вильнюса. Сказали: что-то ты какой-то странненький. А вот когда обратно летел, они уже все поняли. За руки меня — и в изолятор. Семь суток. Посидел с грузинами там. До сих пор с ними общаюсь. Изолятор прямо в аэропорту. Хочешь есть — тебя чуть ли не за руку ведут в кафе. Там дают минуту, ты покупаешь еду, а потом обратно в изолятор идешь. История — на книгу, реально. Минимум два дня рассказывать. Я ведь в эту камеру несколько раз попадал.
— Как так?
— Когда летел на первую тренировку — тоже посадили.
— Вы кому-то заплатили, чтобы вам сделали паспорт?
— Да. Сделали хороший паспорт, просто деньги сэкономил. Мне сказали лететь из Домодедово и не прямым рейсом. А я подумал: какая разница? И полетел напрямую из «Шереметьево». Вот и тормознули. Но в первый раз меня выпустили, потому что руководители писали какое-то письмо в Федерацию футбола Литвы. Есть человек, мол, его обманули...
— После Уэльса уже не сработало — решили депортировать?
— Да, официально. Эта депортация в базе данных. Мне сказали: либо ты вылетаешь в Россию, либо сядешь на полтора года в литовскую тюрьму. Дали два часа, чтобы купить билет. Денег не имел -занял у одного человека. И быстро полетел в Москву. Но это еще не конец с «Тракаем». Мне предлагали сделать прикольную вещь. У них был матч следующего квалификационного раунда Лиги Европы с какой-то казахстанской командой. Говорят: давай мы сейчас договоримся, засунем тебя в фуру к дальнобойщику. Так тебя довезут до Казахстана. Сыграешь — таким же образом в Литву переправим. Останешься.
— Вы были готовы?
— Конечно.
— Почему это прекрасное путешествие в фуре сорвалось?
— В итоге литовцы не рискнули проделывать эту штуку. Мне-то по барабану было, а они парились из-за контракта. Решили его разорвать в итоге. Я сказал: без проблем.
— Дальше был ростовский СКА?
— Да. Но сначала годичный отпуск без футбола, который дался очень тяжело. Узнал, что это такое — остаться без игры в 24 года. Понимаю, что чувствуют люди, когда заканчивают карьеру. Это сейчас уже по барабану, а на тот момент на два месяца впал в депрессивное состояние. Ни с кем не разговариваешь, не ешь... Потом пошел в СКА. Но после Лиги Европы... Приезжаешь во ПФЛ, смотришь на это все. Да, вернулся в футбол, но мотивации — просто ноль. Финансово — 43 тысячи рублей. Курьер в два раза больше получает. Это смех просто. Хотя первый месяц еще было желание: ой, я же в футбол вернулся. А потом — нет.
— Спортивный директор СКА Виктор Панченко рассказывал мне, что в нежелании вас нельзя упрекнуть.
— Ну, я никогда не отбывал номер, всегда выкладывался по максимуму. Просто огня в глазах не было, без него сложно. А Панченко очень благодарен за то, что протянул руку в сложный момент.
— Растеряли форму за этот год?
— Не знаю. Наверное. Хотя никогда не был в порядке. Мне дали пас в штрафную — я забил. Головой всегда отлично играл. Бежать, толкаться и бодаться — мое. В Ростове же тактический стиль футбола. А мне нужен такой, чтобы на меня били, подавали. Там — по-другому. При этом в СКА очень классный тренер, вырастет в большого специалиста, потому что европейский склад ума. Владимир Усин.
— Владелец клуба — рэпер Баста — приходил в раздевалку?
— Да, перед играми, зажигательные слова произносил. Простой человек. Говорил: «Ребята, мне по барабану, победите вы или нет. Играйте за этот клуб. У меня дедушка армеец и папа. Я тоже армеец. Сделайте, что можете, а все остальное возьму на себя». Баста там авторитет. На следующий год задача — выход в первую лигу. А за два-три года — в РПЛ.
— Вам предложение остаться не делали?
— Нет. Я там не играл, а загибался. Мне сказали: надо уходить — ушел. Рад, что это сделал, потому что мне там приходилось тяжело. Как человеку и как футболисту — страдал.
— Зимой искали варианты?
— Да, побывал на просмотре в Липецке. Это вторая лига. Мне там понравилось, но не оставили. Еще — в команде «Зоркий». Но там тоже сказали: нет.
— В Instagram рассказывали, как находились где-то на просмотре, но вас не взяли из-за розовых бутс.
— Было такое. После «Динамо» у меня такие оставались, приехал в экипировке бывшего клуба. Тренер сразу сказал моему агенту: «Он весь из себя крутой — форма «Динамо», розовые бутсы. Да зачем мне такой нужен?» И отправил меня. Во второй лиге же как? Надо в раздевалку приходить в спортивном. Я же зашел — у меня штаны спущенные, весь такой гламурненький москвич приехал. А там прям советский-советский дядька.
— Что за команда?
— Не помню.
Встретил семь настоящих талантов
— О чем-то жалеете в своей карьере? Может где-то ошиблись?
— Честно — ни о чем. Очень рад, что не сидел в России всю карьеру, реализовал мечту поиграть в Европе, узнал тамошний футбол изнутри. Зацепил и азиатский. Выступал в молодежной сборной, во всех наших дивизионах, в Лиге Европы. Только Лиги чемпионов в списке не хватает. А переломный момент произошел в «Динамо». Из меня можно было сделать крутого футболиста, когда начинал в дубле, стал лучшим бомбардиром. Находился на ходу, но перехода в основу не случилось, начал взрослеть, формироваться, с каждым годом выйти на новый уровень все сложнее и сложнее. Пожалуй, самый важный человек — это тренер. Меня в решающий момент главный тренер «Динамо» (Сергей Силкин. — Прим. К.А.) делать футболистом не захотел. Как нам говорил в дубле Александр Васильевич Новиков: «Идеальный путь — год в дубле, год — во второй лиге, год — в первой, затем высший дивизион». Если где-то застопорился — будет сложно. Тебе должно повезти, чтобы рассмотрели, увидели, дали шанс. Я же провел в молодежной команде три года — пересидел. Хотя не жалею, мне нравилось. Всю карьеру в динамовском дубле провел бы — шикарная база, организация переездов. Чем в болоте второго дивизиона гнить. Хотя ПФЛ, конечно, закаляет, делает мужиком. Все делаешь сам. А в дубле московского клуба тебе все постирали-погладили, накормили, кроватку заправили, голова ни о чем не болит. Я повидал много талантов, которых не рассмотрели.
— Например?
— Давайте пойдем по клубам. В «Динамо» номер один был Александр Ильин. Талантище. Никто и близко не стоял...
— Он дебютировал в 18 лет, выйдя на замену вместо Воронина, однако карьера не сложилась. Позже, выступая за питерских одноклубников, стал виновником страшной аварии, стоившей жизни двум человекам, и сел в тюрьму.
— Ужасная, конечно, история. Почти все талантливые люди хрупкие по своей натуре. Им надо, чтобы к ним бережно относились, ценили. Я это и по многим другим ребятам видел. С Сашей мы на связи — переписываемся, перезваниваемся. Еще отбывает срок.
— Продолжим о талантах.
— В «Нефтехимике» таких не припомню. В «Рубине» — Ахметов, он и выстрелил. В «Волге» — Миша Дрязгов, у которого все было для РПЛ. Он заиграл бы, сто процентов. Но из Ульяновска куда-то уехать очень сложно, особенно, когда еще и тренеры не дают себя проявить. Все есть — скорость, техника, удар, но якобы молодой, шансов не давали, так и не раскрылся. Если говорить о Португалии, то там любой из «Санта-Клары» выступал бы в нашей высшей лиге. В Бельгии пробыл слишком мало. В «Волгаре» есть один феномен — Тимур Букия. Как Кокорин и Смолов. Не знаю, почему выше ПФЛ и ФНЛ не может пробиться. В большом порядке. Как-то нас поставили в упражнение один на один. Тимур меня изуродовал, все позвонки выкрутил. Дальше снова Ульяновск. Там был Костя Павлов. Работоспособнее футболиста не встречал в жизни. Сейчас уже за тридцать, так его никто и не рассмотрел, во второй лиге всю жизнь провел. Последняя остановка — ростовский СКА. Там есть два отличных молодых парня — Филипп Кундрюков и Даниил Иванков. Мягкие, пластичные, работа с мячом. Получается, за всю карьеру в России встретил семерых футболистов — талантов от бога.
— Вы сказали, что зацепили азиатский футбол. Это где же?
— Ездил на просмотр. Вот там мог реально заработать. Во Вьетнаме речь шла о 20 тысячах евро в месяц, в Бангладеш — о 5 тысячах долларов, в Узбекистане — 7 тысяч долларов. Не сложилось. Может, и хорошо.
— Но ведь могли обеспечить будущее?
— Что ни делается — все к лучшему. Да, только из-за денег в том же Вьетнаме можно было помучаться, но удовольствия точно не получал бы. Жить там невыносимо. 50 градусов жары, тренировки в 6 утра из-за этого, уровень чемпионата — наш второй дивизион.
— За карьеру удалось что-то скопить?
— У меня не такие уж большие зарплаты были. Максимум — 150 тысяч рублей в месяц. Откладывал деньги, квартиру в Химках купил, но до сбережений не дошло. За квартиру еще миллион рублей ипотеки осталось выплатить. После депортации из Литвы, когда остался без клуба, впал в депрессию. Два месяца никуда не выходил, не понимал, что вообще делать. Загнивал. Решил убежать от проблем в родную Тулу. И вот в один из дней обнаружил, что на карточке осталось всего шесть рублей. Даже на маршрутке никуда доехать нельзя. Отец предложил пять тысяч рублей. И такой меня стыд охватил! Здоровенный 25-летний лоб берет у 68-летнего пенсионера деньги. Ужас. Вернулся в Москву, и стал работать курьером. Попытался, правда, уйти куда-то в направление соцсетей. Купил за 20 тысяч обучающие онлайн-курсы, как вести Instagram, пользоваться фотошопом, монтировать видео. Но быстро понял, что это совершенно не мое. Я не могу сидеть на месте. А вот разъезжать по городу на велосипеде, доставляя еду — совсем другое дело. Это с виду кажется, что ты как чмошник одет и работаешь за гроши. На самом деле курьеры нормально получают. Ни за что бы не променял это на работу в офисе за те же деньги. Для меня эти поездки — как игра.
— Ваше мнение — ночные клубы и вечеринки портят карьеру молодых футболистов?
— Не хотелось бы говорить за других — скажу за себя. Вообще, на мой взгляд, во время выходного, за неделю до следующего тура ничего плохого в какой-нибудь вечеринке нет. Люди молодые, хочется развлечений, такие походы только сплачивают коллектив. Но не за два-три дня до матча, конечно. Перегибал ли я? Скорее, нет, чем да. Может, на каком-то этапе чуток лишнего и позволял себе, но точно это не было проблемой, балансировал на грани. Хотя не скрою, что большими деньгами в юном возрасте распоряжаться очень сложно. Много примеров знаю, когда становятся игроманами — просаживают кучу денег. Во время тренировки думают не о работе, а о том, сыграет ставка или нет. Занятие не успело закончиться, уже бегут узнавать счет.
— На свои матчи тоже ставили?
— Я не азартный человек, всего один раз в жизни поставил на что-то 2 тысячи рублей, не очень в теме. Но в своих командах о таком не слышал. В моих клубах всегда платили исправно. Подобные истории, мне кажется, случаются, когда футболисты по полгода сидят без зарплат, а дома жена ждет поступлений — детей надо чем-то кормить. Что до финансов, то вопрос не только в игромании. Кто-то начинает тратить непонятно на что. Я и сам этим грешил. В ресторан идешь посолиднее, если отдыхать, то ищешь отель покруче. Как говорится, в стиле «лухари» (лакшери. — Прим. К.А.). Кто-то миллионы уже получает в 20 лет. Какое у него финансовое образование? Идут покупать машины дорогущие, разбивают их, скатываются во вторую лигу и за бутылочкой пива рассказывают, в каком были порядке. А денег уже нет. Только спустя время понимаешь, что следовало жить иначе. Когда деньги легко даются, то они также легко и уходят. А когда крутишь педали двенадцать часов в сутки, то эти 2-3 тысячи рублей ценишь совсем по-другому.
— Футболисты порой говорят, что у них очень сложная профессия.
— Я вас умоляю! Это прикол какой-то. Посмотрите на улицу, ребята играют в футбол — им сложно? Да нет, конечно. Футбол — не работа, а отдых.
— Что вам пишут бывшие коллеги-футболисты?
— «Не останавливайся». Всем нравятся мои сториз, поддерживают. Единственное, неприятно когда так комментируют: «Братишка, давай тебе денег скину» или «Мощный контент, куда донаты отправлять?» Я выкладываю сториз от души. Кто-то книги или дневники пишет, а я видео записываю.
— Любимое выражение: «Ребятки, не забываем оставлять курьерам на чай».
— Конечно. Курьер иногда опаздывает, поскольку программа может неправильно посчитать длину маршрута. За это штраф. Не представляете, как обидно уходить в минус. А чаевыми компенсируешь эти штрафы, настроение сразу вверх. Вчера полтинник дали — я счастливый был. А иногда и двести рублей давали. По-разному.
— В футбол еще надеетесь вернуться?
— Я сейчас заявлен на КФК за команду СШ-75. Организация процесса — клубы ФНЛ, не говоря о ПФЛ, позавидуют. Проводим онлайн-тренировки, на сборы ездили на Кипр в отель, где жил «Урал». А тренер по физподготовке — вообще пушка! Он ездил на стажировку в «Манчестер Сити», я такого уровня работы нигде не встречал. Думаю, клубы РПЛ должны воевать за него. Так что получаю удовольствие в этой команде, отношение замечательное. Хотя деньги, конечно, смешные — восемь тысяч рублей в месяц. Одна тренировка в неделю, одна игра в субботу. Если говорить о более серьезном уровне, то уже есть сомнения. Кто-то предложит 150 или хотя бы 100 тысяч рублей — поеду. А меньше — не вижу смысла.
crazymax
Если умеет играть в футбол и обладает определенным интелектом, то в 26 завязывать рано. Если вдруг попрет можно еще десяток лет поиграть!
22.05.2020
Сергей Емельянов
Wanix77! Я видел Ваш комментарий. Вернее успел. Согласен с Вами полностью.
22.05.2020
Сергей Емельянов
serzh.sergeeyза что дизлайк то? Или Вы знаете секрет работы курьером за 90000р.?
22.05.2020
Сергей Емельянов
Курьером же реально и 90 тысяч заработать.//////////// Это как?
21.05.2020
сергей никитин
Интересно! Прочитал с удовольствием! Вот о таких ребятах нужно писать, а не по упырю шпалычу, бесконечные фальшивые слезы лить!
21.05.2020
Кубанойд
впервые за много лет прочитал вью человека, который реально сказал, что он никчемный деревянный футболист, не недооцененный, который не раскрылся, потому что сам дал слабину и не показал уровень.. обычно тренеришек хаят, этот в основном сдержался, только раз силкина помянул..
21.05.2020
Дмитрий Григорьев
Всех приветствую!Парню-удачи и успехов!Мужчина!Таких бы побольше в нашем футболе,тогда и Мамаину с Кокоревым после их эпической ночи сами же коллеги и объяснили что и как надо делать,а где руки и ноги надо бы подержать не развязанными,засунув их в свои карманЫ)Молодец!
21.05.2020
freud-2
Очём я и говорю.Переквалификация в ходе карьеры совсем не редкая история.Просто тренер хочет заниматься профориентацией или нет.Зачастую, нет.И получаем много загубленных способных игроков.
21.05.2020
Александр Иванов
Рома Евгеньев когда начинал футболом заниматься тоже форвардом был, как раз в лет 12-13 переделали в защитника!)
20.05.2020
Восставший из пепла
Если говорить о Португалии, то там любой из «Санта-Клары» выступал бы в нашей высшей лиге.--------Говорит об уровне РПЛ!
19.05.2020
Олег Пименов
Единственное интервью такого обьёма за год прочитать осилил. Молодцы!
19.05.2020
Тарасено
Очень интересное вью, особенно для родителей, отдающих сыновей в разного рода якобы футбольные школы, коих счас пруд пруди. Дмитрию желаю удачи, стерженек у него есть.
19.05.2020
freud-2
У у моих двоих парней как раз и рост, и умение игратьголовой присутствуют.Отсутствуют в Динамо только классные тренеры.Несколько десятков лет с тренерами прямо беда.Сёмин и Романцев в Динамо-это недоразумение.Пожалуй только Петреску да Черчесов.А так всё мимо кассы.
19.05.2020
freud-2
Но я ведь в принципе говорю.Кто-то больше подходит, кто-то меньше.Но ведь их и не пробовали, насколько я понимаю.Сенникова переквалифицировали и отлично получилось.И Ташаева пробовали в Спартаке несколько раз крайним защитником.Но пробовали как-то отрывочно.Непоследовательно.А у него бы получилось.Но не повезло парню.Не в ту кампанию попал.Переход из Динамо был ошибкой.Он себя и как крайний атакующий полузащитник не исчерпал.Надеюсь не всё потеряно.Это так, к слову.
19.05.2020
Andre_Saratov
В безвременье, в СЭ, интервью получаются лучше. Наверное текучка не заедает)
19.05.2020
ФедорДачник
Хорошая, жизненная история. История 90% молодых и способных ребят. Но хоть заканчиваетя с футболом оптимистично - не в тюрьме и не в могиле.
19.05.2020
Константин Алексеев
Ну, скажу свое мнение. Я лично не вижу Колю Обольского в обороне. Жесткость, отбор - не его козыри. Дима - поближе.
19.05.2020
Aleksandr Aleksandr
Да, центральные защитники сейчас нужны повсеместно: от ПФЛ до ПЛ. Перевод из нападающих в крайние защитники - явление обыденное, а вот с центрами обороны всё намного сложнее. Чаще на эту позицию переводят центральных полузащитников с хорошим ростом и умением играть головой, а также с лидерскими задатками. Пример - Владимир Бессонов.
19.05.2020
freud-2
Чтобы задумываться нужен ум... Футболист, нормально обученный до некоторой степени должен быть универсалом.Так в ФШМ учат.Аналог-хоккей, борьба,бокс, лыжи, музыка.Вся проблема в том, что умные тренеры долумываются и примеров много,Но умных тренеров и футболистов мало.За свою жизнь я мало таких встречал.В этом проблема.На мой взгляд.
19.05.2020
escobarseason
Хорошая история для дурачков считающих что футболисты получают свои деньги незаслуженно. Тех о ком они говорят человек 50-60 во всей России.
19.05.2020
Aleksandr Aleksandr
Спасибо, Константин, за вью. Видел Диму в матчах ПФЛ несколько раз: мощный, резкий, скоростной. Защитникам против него играть сложно было: не щадил никого, в том числе и себя.
19.05.2020
Константин Алексеев
Я не настолько специалист, чтобы судить, есть ли у этих ребят задатки по игре в обороне. Там свои навыки - у кого-то есть, у кого-то нет. Думаю, тренеры и они сами подумали бы, будь такой вариант)
19.05.2020
Константин Алексеев
Я Диму знаю хорошо. Он пахал. Он прав - если не суперталант, то должно быть везение - попасть в нужное время в нужное место. И чем в более юном возрасте, тем лучше. Дальше уже встаешь на рельсы, сложно сойти.
19.05.2020
freud-2
В Динамо был такой нападающий Обольский.Клон, правда,несколько более способный, Отставнова.Сейчас загибается в Сочи.Так вот, отдаю Констанин, вам идею бесплатно.Почему никому из тренеров не пришла мысль переквалифицировать этих габаритных, фактурных, хорошо играющих наверху ребят в центральных защитников.Позиция сверхдефицитная.Все качества у ребят есть.Что они не способны достичь уровня Рыкова или Ордеца? Кто -нибудь из трениров пытался наиграть их на этой позиции? Почему нет? Ведь известный всем Сенников-основной защитник сборной России начинал как нападающий.Ведь оба парня ещё молодые.Не поздно переучиться.Или я неправ?
19.05.2020
Иван
не засветился на футбольном поле, пусть в Инстаграмме "пылит". Каждому своё.....
19.05.2020
dintos
ТАЛАНТЛИВЫХ немного.Остальные должны ПАХАТЬ,чтобы чего-то добиться.Если бы Кокорин пахал,был бы супер-звёздой.Каждый получает то,что заслужил.
19.05.2020
freud-2
Очень интересное и полезное особенно для молодых интервью.Отставнова прекрасно помню.Габариты у него были приличные, больше не запомнился ничем.Он из плеяды Ташаев, Катрич, Соломатин. Самый талантливый был Соломатин.Но тоже згинул в никуда.Наркотическая какая-то история.Катрич тоже подавал большие надежды. Перход во взрослый футбол-это проблема проблем. Рассказ Отставнова-история о том, как не надо делать карьеру.Даже с небольшими задатками при правилном отношении и приличном наставнике можно достичь довольно больших успехов.Не использовал он свой шанс, не встретил Учителя..Как и практически все молодые динамовцы.Исключения: Лещук, Ташаев, Морозов, Фролов, Панюков. А так,. нравится крутить педали,-крути.Главное, что нравится.Вообще, по настрою-правильный парень..
19.05.2020