Дней десять назад мне позвонил известный актер и болельщик «Спартака» Михаил Ефремов, с которым я недавно делал большое интервью.
— Слышал, Погребняк «корону» подхватил? — сказал Ефремов. И продолжил: — Но ничего, я уверен, что Пашка справится. Он мужик с нашим характером — спартаковским!
Все так и произошло: в минувшую среду нападающий выписался из екатеринбуржской больницы №14.
— Как узнали, что инфицированы? — первый вопрос Погребняку.
— В Екатеринбурге после тестирования, которое проходила вся команда, собравшаяся для подготовки к возобновлению чемпионата.
— О чем прежде всего подумали в тот момент?
— О том, как себя чувствует оставшаяся в Москве семья. Увы, болезнь не обошла стороной и ее. К счастью, детей и жену Марию заболевание коснулось лишь в легкой форме. А вот маму пришлось увезти в клинику и теперь за ее состоянием супруга следит круглосуточно.
— Недавно Мария написала в соцсетях, что медики и полиция постоянно наведываются к вам домой с проверками — соблюдает ли семья все требования самоизоляции.
— Значит, фамилию Погребняк уважают (смеется). А если серьезно, то, наверное, надо поменьше привлекать к себе внимание в интернете — как видите, иногда это выходит боком.
— Те, кто хорошо знают вас, удивляются, как мог такой дисциплинированный и аккуратный во всем человек подхватить инфекцию. Вы маску с перчатками не надевали или перестали мыть руки?
— И средствами защиты пользовался, и руки мыл даже чаще обычного. Но я понял, что коронавирус страшен своей непредсказуемостью. Не случайно он достает даже тех, кто работает в правительстве или проводит карантин на дачах.
— А вот бывший игрок киевского «Динамо», московского «Локомотива» и сборной Украины Александр Алиев считает все, что говорят о коронавирусе фейком или вымыслом чиновников.
— Не дай ему Бог попасть туда, откуда я выбрался. А тем, кто думает также, предложил бы несколько минут погулять по больничным палатам, где врачи борются за жизнь находящихся у последней черты людей, многие из которых до того были в числе таких вот «умников».
— Как проходило ваше лечение? Кто-то говорил, что Погребняк чуть ли не в больничном коридоре лежит.
— Полная чушь! Думаю, просто, кто-то хотел хайпануть на дешевой сенсации — знакомая история. Слава Богу, раньше в клиниках я был редким гостем: один раз когда с ахиллом проблемы возникли, другой — с мениском. Так, что уровень возможного комфорта в лечебных учреждениях определить не возьмусь. Могу сказать, что находился не в шикарных условиях, а в таких же, как у всех. Для сложившейся сейчас в стране ситуации это вполне объяснимо.
Что касается внимания и обеспечения всем необходимым, то все было отлично. Поэтому хочу сказать огромное спасибо тем, кто помог победить болезнь — врачам, медсестрам, нянечкам. Они — настоящие герои сегодняшнего дня!
— Лежа на больничной койке о своем футбольном будущем часто задумывались?
— Признаюсь, поначалу эта тема отошла на второй план — со мной ведь такое впервые. Все мысли, повторю, были об оставшейся в Москве семье. Вернула меня к футбольной жизни бундеслига, которую стали транслировать на ТВ. Сразу вспомнился «Штутгарт» — три сезона в его составе провел. Хорошее время!
Ну и друзья не давали забыть, что я еще в футболе и нужен ему. Викторович (президент «Урала» Григорий Иванов. — Прим. А.Л.) постоянно на связи находился. Миша Ефремов приветы передавал. Эсэмэсок и звонков с сотню, наверное, набежало. Например, из «Зенита», «Шинника» и «Балтики» писали. Приятно, что и РФС меня не забыл.
— Когда узнали о возобновлении чемпионата России, не возникло опасений, что в нынешней ситуации это достаточно рискованно — как у человека уже пережившего коронавирус?
— Если говорить о его опасности, то она существует даже когда просто выходите на улицу. Но решение РФС считаю правильным, поскольку возвращение футбола — еще один шаг к нормальной жизни, о которой мы все мечтаем. Да, это создает определенные трудности, вносит сложности в жизнь и работу клубов, но все оправдано. Для меня же это радость еще и потому, что в мои годы даже каждая тренировка — настоящий праздник!
— А то, что матчи пройдут при почти пустых трибунах, не смущает?
— Конечно, интереснее, когда стадионы заполнены. Но опять же — следует учитывать нынешнюю ситуацию. В той же бундеслиге сейчас и вовсе без зрителей матчи проходят, а ведь там обычно арены ломятся. Но ничего — играют. И как бьются! Сколько голов! «Бавария» — вообще фантастика!
— Вы, видимо, ее поклонник?
— Ни в коем случае. Я — верный болельщик «Манчестер Юнайтед».
— Пауза в РПЛ способна как-то повлиять на окончательный расклад — или, как считает тот же Ефремов, девять очков отрыва гарантируют «Зениту» золото чемпионство?
— Не согласен с Михаилом Олеговичем. Отрыв действительно солидный, но даже в ближайшем 23-м туре, где встречаются ЦСКА и «Зенит», много неизвестного. Преследователей команды Семака нельзя сбрасывать со счетов. Не спешил бы заранее объявлять Петербург победителем.
— А не думаете, что «Локомотив» без Семина, а «Краснодар» без болельщиков окажутся не столь боеспособны в гонке с «Зенитом»?
— Прежде всего, скажу о «Локо». Оставить команду без тренера, который сначала создал ее, а потом и возродил, могут только вредители. Лично для меня «Локомотив» без Семина не представляет никакого интереса.
Что касается «Краснодара», то потеря болельщиков, которые обожают свой клуб, для «быков» тоже большой минус.
— Вы хорошо знаете Кокорина. То, что Александр ушел в аренду в «Сочи» поможет ему быстрее выйти на прежний уровень, чем это произошло бы в «Зените»?
— Не знаю деталей всей истории с его уходом. Но то, что Сашка еще скажет свое слово, не сомневаюсь, поскольку уже видел его в матчах за «Сочи». Мне показалось, что все случившееся с ним сделало его крепче, жестче и злее, что для классного форварда — ценнейшие качества.
Что касается аренды, то она может и закалить, и сломать. Пример — Дзюба, получив опыт в «Томи», «Ростове», «Арсенале», Артем потом стал лидером «Зенита» и сборной. Да и я по-настоящему почувствовал себя игроком, пройдя «Шинник», «Балтику» и ту же «Томь».
— Ваш прогноз: вернется ли Кокорин в «Зенит»?
— Вопрос непростой. В России его с удовольствием заберет любой клуб. Но я на его месте рассмотрел бы вариант с отъездом за границу. Он скоро станет свободным агентом, здесь уже все всем доказал — езжай в Европу! Думаю, спрос на него там имеется.
— А каким вам видится будущее Смолова в Испании?
— Большое уважение Федору за то, что он решился на отъезд. Мог бы здесь спокойно сидеть с хорошим контрактом в «Локомотиве», как делают некоторые другие футболисты. Это поступок!
— При этом Смолов потерял в деньгах...
— Люди нашей профессии должны стремиться к новым завоеваниям. В свое время так же поступил Саша Кержаков, перейдя из благополучного «Зенита» в незнакомую «Севилью». Зарплатам там была поменьше, но зато появилась возможность проверить себя на европейском уровне, пройти отличную школу. И благодаря этому он держал высокую игровую планку до самого ухода из спорта.
— Не поздновато Смолов отправился за рубеж?
— Тридцать лет, конечно, не восемнадцать и даже не двадцать пять. Но если веришь в себя, у тебя есть характер и талант, то свой шанс нужно попытаться использовать даже в таком возрасте. Федор уже доказал в России, что все для успеха у него есть, пройдя непростой путь из «Динамо», где он находился на вторых ролях, через «Урал» в «Краснодар», где форвард стал игроком сборной и лучшим бомбардиров чемпионата.
— Гол «Реалу» уже во втором матче в ла лиге и хорошая пресса говорят о том, что у Федора все получится в «Сельте»?
— Подобное обнадеживает, но не более. Я начал в «Фулхэме» с гола «Стоук Сити». Но это не стало гарантией моего будущего в команде. Приходилось так пахать, что на тренировках в глазах темнело. Будет Федя вкалывать в «Сельте», работать через не могу, то шансы заиграть там подскочат в разы.
— А что еще посоветовали бы Федору для окончательной адаптации в команде?
— Учить язык! Это так же важно, как и хорошо тренироваться. Я это понял еще в Германии, где с первых же дней ко мне приставили преподавателя немецкого. Сначала ему платил клуб, а в следующем сезоне — уже я. Общение в зарубежном коллективе — очень важная составляющая жизни игроков. И от этого во многом зависит отношение к легионерам. Думаю, Федор это уже понял. Удачи ему!
— Как обстоят дела с продлением вашего контракта?
— А я его уже продлил... на два месяца (смеется). Пока буду доигрывать этот чемпионат. Надеюсь, все сложится.
— Когда приступаете к работе?
— Как только дадут добро врачи. А это произойдет после получения результатов анализов.
— Недавно Романа Широкова спросили, был ли в его карьере тренер, которого он считает мудаком — тот назвал Мурата Якина. А вам такие попадались?
— Увы, было. Но я раз и навсегда дал себе слово вычеркивать из памяти все плохое. Уверен, что после «Урала», который стал для меня домом, делать этого не придется.