ЧИТАТЕЛЬ ГОДА
Сергей Вадимович СТЕПАШИН
Родился 2 марта 1952 года в китайском Порт-Артуре в семье офицера ВМФ СССР.
Окончил Высшее политическое училище МВД СССР имени ВЛКСМ (1970 – 1973), Военно-политическую академию имени В.И. Ленина (1981, 1983 – 1986 – адъюнктура), Финансовую академию при Правительстве РФ (2002).
Директор ФСК-ФСБ (1994 – 1995), министр юстиции (1997 – 1998), министр внутренних дел (1998 – 1999), председатель Правительства РФ (1999), Председатель Счетной палаты (2000 – 2013). Доктор юридических наук, генерал-полковник.
Бывший член исполкома РФС и экс-председатель попечительского совета футбольного клуба "Динамо".
Имеет награды, в том числе орден "За заслуги перед Отечеством" II, III и IV степеней, орден Александра Невского, орден Мужества.
БОЛЕЕТ ЛИ ПУТИН ЗА "ЗЕНИТ"?
– Как вы относитесь к заявлениям, что появление интернета предрекает газетам неминуемую смерть?
– В свое время то же самое говорили и про книги. Скажу вам как президент Российского книжного союза, которого убеждали, что интернет вытеснит с рынка бумагу. Время показало, что это не так – книга жива и будет жить. Конечно, интернет – это конкуренция. Это реальность, которую нельзя не учитывать. А потому газета должна быть острой, оперативной, без нафталина вчерашнего дня. Для меня газета, которую я держу в руках, это особое, ни с чем не сравнимое восприятие, совсем другое чтение. Вот почему я уверен – газета будет вечной.
– Когда занимали высокие посты в правительстве, на работе успевали изучить прессу или помощники готовили вам ежедневный обзор?
– Подборку читал утром, а вечером газеты.
– День с "Правды" начинали?
– Какая "Правда"? В те времена не все газеты хотелось читать, скажем так. Сейчас точно интереснее. Вечером, не спеша, в удовольствие читал и читаю газеты.
– Известно, что сегодня на стол президенту кладут свежую прессу.
– Не удивляюсь, ведь Владимир Владимирович человек моего поколения. С одного года, одного города.
– Все ленинградцы – фанаты "Зенита". Путин – тоже?
– Владимир Владимирович понимает футбол, но отчаянным болельщиком я бы его не назвал. Он – спортсмен силовых единоборств. Все знают, что он превосходный самбист, великолепный дзюдоист. А в футболе переживает за сборную. За "Зенит" же яро болеют Виктор Зубков и Дмитрий Медведев.
– И Медведев?
– Дмитрий Анатольевич хорошо разбирается в футболе. Еще Борис Грызлов – фанат "Зенита", хотя он и был министром внутренних дел, которому вроде бы положено болеть за "Динамо". Так что у "Зенита" болельщиков много и в Москве.
СОВЕТСКАЯ ПРЕССА
– В советские времена все жаловались на цензуру в печати. Сейчас все можно. Вам пресса какого времени интереснее и ближе?
– Конечно, сегодняшнего.
– Не смущает, что могут написать все что угодно?
– В этих случаях не читаю, сразу перелистываю. Я же вижу, где ложь, где нет. Любил "Комсомолку", ленинградскую "Смену" 80-х. Первую возглавлял покойный Геннадий Селезнев – тоже, кстати, болельщик "Зенита". С удовольствием покупал "Футбол-Хоккей" каждое воскресенье за 10 копеек. Там как сыграли, так и написали – не соврешь. Но читать интереснее сейчас. Поток левых новостей надо просто отсекать.
– Вас подводили журналисты?
– Были такие случаи, особенно когда был начальником. Но не буду рассказывать. Зачем этим людям делать рекламу?
– Не боялись подводить начальника ФСБ?
– В 1994 году, когда возглавлял Федеральную службу контрразведки, началась война в Чечне. В газетах нас как только не обливали грязью – мол, мы боремся с демократией и робингудами. А когда Масюк попала в плен к бандитам, по-другому стали писать. Вот это было очень неприятно. Однако тогда ни Ельцин, ни ваш покорный слуга не пошевелили пальцем, чтобы все это прикрыть, хотя, может, и надо было. В Чечне я этого не читал, но, когда приехал с войны, мне все показали. А там было не до газет.
ЕСЛИ БЫ САРСАНИЯ БЫЛ ЖИВ, "ЗЕНИТ" БЫ ТОЧНО СТАЛ ЧЕМПИОНОМ
– Ваше сердце принадлежит "Зениту" и "Динамо"?
– Все так. Но "Зениту" ленинградскому, я это подчеркну. А за "Динамо" болею и переживаю, да. Сейчас болеть трудно, а вот десять лет назад был шанс прогреметь как следует, когда стали третьими. И если бы не продали в "Зенит" Данни, то могли бы подняться и выше.
– Это было при Кобелеве.
– При Кобелеве и Косте Сарсании, царствие ему небесное. Светлый был человек и профессионал своего дела. Потом был хороший момент с Сергеем Силкиным, у которого, увы, в итоге не все сложилось. Могло получиться у Станислава Саламовича (Черчесова. – Прим. "СЭ"), но там была история со спортивным директором, в которую я погружаться не хочу.
– Быть может, останься Сарсания в "Динамо", сейчас бы у клуба дела шли иначе?
– Знаю, что если бы Костя был жив, то питерский клуб точно стал бы чемпионом в этом сезоне. А так, пока большой вопрос. Мне искренне жаль этого талантливого человека, с которым мы дружили.
– Из героев футбольного прошлого кого чаще вспоминаете?
– В то время их много было. Тот же Стрельцов – гигант, личность! Я помню его печальную историю, после которой он оказался за решеткой. Помню, как потом вышел и все равно творил чудеса и за сборную, и за то великое "Торпедо" Валентина Иванова. Помню его потрясающие пасы Мише Гершковичу, красавцы-голы, обводку. А еще помню, как году в 1965-м я сбежал из пионерлагеря на матч "Зенита" с "Динамо". Больше меня, кстати, в лагеря не отправляли летом!
У "Зенита" тогда играл в нападении Лев Бурчалкин, которого все звали "рыжий". Еще Бесков говорил, что в команде должен обязательно быть один рыжий! Так вот, во втором тайме Лева выходит один на один со Львом Яшиным. А тот как рыкнет, да так, что все сто тысяч на стадионе Кирова слышали! Бурчалкин растерялся и неуклюже ткнул мяч, который еле-еле покатился по траве и заполз в сетку. Сейчас бы засвистели, а тогда трибуны зашлись от хохота.
ПОЧЕМУ ПРОИГРАЛ ТОЛСТЫХ
– А вы не находите, что преемственность поколений "Зенита", его история сходит на нет?
– Мне не очень удобно об этом говорить – я же ленинградец. Но хочу, чтобы школы "Зенита" и "Смены" давали таких игроков, как Керж (Кержаков. – Прим. "СЭ"), Шава (Аршавин. – Прим. "СЭ"). Кстати, когда я избирался в депутаты, Павел Федорович Садырин собрал всех ветеранов "Зенита", и мы играли с молодежью. У меня до сих пор хранится фотография, где мы с 18-летним Аршавиным. Все ребята меня тогда поддержали на выборах. Вот за ту команду болею. Не хватает драйва какого-то – слово нерусское, но подходящее. С другой стороны, понимаю, что многое изменилось и сейчас уже сложно делить футболистов на своих и чужих. Посмотрите, кто играет в испанских "Барселоне" и "Реале", в Англии и Франции. Такова тенденция. Не хочется выглядеть националистом, но ребята на 100% не слишком похожи ни на испанцев, ни на англичан, ни на французов. Возможно, отличаются только немцы. Вот у них системный подход, уже много лет развивают детский футбол, и это приносит результат.
– У нас же тоже есть программа развития футбола – то ли до 2020, то ли до 2030 года.
– Я читал одну такую. Все-таки 12 лет был членом исполкома РФС при Фурсенко и Толстых. Видел наметки программы Фурсенко, был готов подписаться под каждым пунктом программы Газзаева, когда он баллотировался в президенты РФС. Программа у Толстых была в большей степени программой борьбы с агентами, коммерциализацией спорта и нечистоплотностью.
– Почему ему не удалось победить в этой борьбе?
– Потому что один в поле – не воин. По ряду позиций его поддерживали только я и Анатолий Воробьев. Вы знаете, Николай – очень жесткий человек, не дипломат, но очень честный и порядочный. Он был прекрасным футболистом и президентом "Динамо", Бесков с супругой его очень любили.
– Любовь Константина Ивановича – редкость.
– Верно.
В ПХЕНЧХАН ВСЕХ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ПРИВЕЗЕМ!
– Откуда возникла любовь к "Динамо"?
– Все началось, когда я стал министром внутренних дел. "Динамо" было тогда в непростом положении, и заслуженные люди попросили моей помощи. Подружился с Константином Ивановичем Бесковым, начал заниматься клубом. Вот так и получилось – по сей день мучаюсь (смеется). Очень рассчитываю на Диму Хохлова. Он – воспитанник ЦСКА, "Динамо" и "Локомотива", очень хороший футболист и человек. Всегда был капитаном раздевалки. Сейчас уже больше болеешь за человека, возглавляющего команду. На международной арене для меня нет разницы, главное – российская команда, особенно сейчас, когда некоторые пытаются нас поджать в спорте. Имею в виду Олимпиаду.
– Россия едет в Корею под нейтральным флагом. Ваше мнение?
– Владимир Путин поступил как спортсмен, когда сказал, что надо ехать. Решение считаю правильным. Мы еще говорили на эту тему с Владиславом Третьяком и вот к чему пришли: представьте, выходит хоккейная сборная, побеждает, и тысячи российских болельщиков (а мы с Дальнего Востока всех привезем!) встают с флагами России или СССР и поют гимн. Вот тебе и все. Выиграть надо!
– Лещенко можно командировать для исполнения гимна.
– Хорошая идея!
ОРДЕН ДЛЯ БЕСКОВА
– С Константином Ивановичем вы дружили домами?
– И я бывал у Бесковых дома, и они у меня. Так случилось, хотя он мне в отцы годился, но сошлись душами.
– Могли махнуть по рюмке по-товарищески?
– Константин Иванович умел выпить рюмку так, чтобы никто не видел.
– По характеру он был тяжелый?
– Я этого не замечал.
– Побаивался вас?
– Никого он не побаивался, взрослый человек уже был. Бесков – это энциклопедия, не только футбольная, но и человеческая. Когда ему исполнилось 80 лет, мы представили его к награде. Но в администрации президента один человек спросил, за что старику давать такие ордена. Я позвонил Владимиру Владимировичу и объяснил ситуацию. На следующий день президент пригласил Константина Ивановича к себе в Кремль вместе с Валерией Николаевной и вручил орден "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени. Без всяких представлений.
– Самый памятный разговор с Бесковым?
– Только чтобы на меня Романцев не обиделся (улыбается). Как-то "Динамо" играло со "Спартаком", у красно-белых не очень получалось, и Константин Иванович сказал: "У Олега заканчиваются мои конспекты".
– Что он хотел этим сказать?
– Наверное, что надо Романцеву двигаться вперед.
– Какой год был?
– Давно. Я еще министром не был – 1996 год. Тогда Бесков уже завершил свою тренерскую карьеру.
– Сам Олег Иванович вспоминает Бескова как учителя номер один. Старостин его учил жизни, а Бесков – футболу.
– Безусловно. "Спартак" Романцева – это продолжение бесковского, который дошел до полуфинала Кубка чемпионов, а мог и пробиться в финал. Шесть раз подряд сделал команду чемпионом.
– Помнится, вы заглядывали на игры "Спартака" в Лиге чемпионов.
– Всегда с удовольствием. Не мешать главное.
– Вас расстраивает, что сейчас ни у кого нет конспектов Романцева?
– Жалею, что потенциалом Олега Ивановича не воспользовались. Насколько знаю, Аленичев пытался с ним советоваться, но не получилось. Дима – прекрасный футболист и человек. Верю, у него все впереди. Главное – чуть потерпеть, как всегда в спорте. И у Бескова бывали "Асмаралы".
– Может, сейчас тренерам харизмы не хватает?
– Ну почему же. У Саламыча есть харизма – любого заведет. Очень рассчитываю, что заведет наших ребят на первенстве мира. Пускай хотя бы раз в жизни побегают по-настоящему, без дураков.
ПРИВЕТСТВИЕ ФРАНКО
– Тренер – заложник результата. Бесков проиграл в финале Евро и ушел.
– 1:2 испанцам, и тогда его лишили звания заслуженного мастера спорта и объявили строгий выговор. Повезло еще, что Хрущев был у власти, а не Сталин. Коба мог отправить подальше. А знаете, в чем дело было?
– В чем?
– Как сейчас помню, учился в 7-м классе. Мы проиграли в Мадриде, а генерал Франко встал на трибуне с гитлеровским приветствием. Везде это показали. Конечно, всех полоснуло, и вопрос вынесли на Политбюро.
– Вы занимали высокие посты. Могла ли одна ошибка стоить вам должности?
– Вполне. К примеру, я ушел после Буденновска. Была там моя ошибка или нет, это неважно – бандиты сбежали, погибло более 100 человек. Надо было отвечать. Потому отставка.
– В футболе все реже тренеры уходят сами. Ждут разрыва контрактов и отступных.
– Тренеры старой формации уходят сами. Помню, Валера Газзаев ушел после 0:6 от "Айнтрахта", Олег Иванович уходил сам, Юрий Палыч из "Динамо" тоже – когда 0:3 продули торпедовцам в "Лужниках". Семин пропал на три дня, говорил, к матери уехал. Я тогда возглавлял наблюдательный совет "Динамо". Потом он вернулся – заявление подал без всяких отступных. Совесть должна быть. Саламыч практически сам ушел, Силкин тоже.
ВСЕ СТАНЕТ ЯСНО 4 МАРТА
– 0:7 от "Ливерпуля" – повод для ухода?
– Ну, потом ведь 3:0 победили ЦСКА. Конечно, 0:7 – плохо. Возили спартаковцев как пацанов, неприятно. Но бывает, когда все залетает, и когда команда опускает руки. Это психология.
– "Спартак" все равно один из фаворитов?
– Игру показывает хорошую. И состав классный. Но все станет ясно 4 марта, когда "Спартак" сыграет с "Локо". Уверен, в этот день решится, кто станет чемпионом.
– Кто у вас любимые игроки ленинградского "Зенита"?
– Вся та команда. Бирюков, Юра Желудков, Ларионов, Казаченок. До этого Посуэло, Станислав Завидонов. Мало кто их сейчас помнит, а у Завидонова потрясающий удар был – с центра поля мог забить! Так бил еще только Красницкий. Он как-то лупанул, вратарь Востроилов с мячом влетел в ворота!
– А "Динамо"?
– Конечно, Лев Иванович, Царев, Численко, Никулин. Из современных нравится Смолов, он все-таки наш, динамовский. Ташаев нравится – главное, чтобы не возгордился. Хохлова считаю классным футболистом. Вообще очень нравилось "Динамо" Силкина.
– Не обидно, что "Динамо" раздает своих игроков?
– Когда отдавали Кокорина, Зобнина, Нобоа и прочих, было трудно с финансами. Кроме того, клуб стоял на вылет.
– На матче "Динамо" – "Анжи" было три с половиной тысячи человек.
– Играть надо лучше – это первое. Ну, и на стадион новый поскорее переезжать. Сто процентов будет больше людей.
– Могли себе представить, что "Динамо" дойдет до такой жизни? Трудно ведь с деньгами.
– Деньги есть. На сегодняшний день у "Динамо" пятый-шестой бюджет, но Стржалковский по-прежнему расплачивается со старыми долгами. Вот у ЦСКА бюджет меньше. Но где ЦСКА и где "Динамо".
Евгений ГИНЕР – ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ МЕНЕДЖЕРОВ В РОССИИ
– Регулярно появляются слухи, что Евгений Гинер продает ЦСКА. Что думаете?
– ЦСКА опроверг эти слухи, так что будем придерживаться официальной позиции. Да, у Евгения есть проблемы, но очень не хочется, чтобы он уходил из футбола. Это один из лучших менеджеров в России. И на Украине, кстати, тоже.
– Спартаковские болельщики в трудные времена вывешивали портрет Николая Петровича Старостина с надписью "Он все видит". Может, болельщикам "Динамо" с той же надписью баннер с Берией подготовить?
– Тогда уж с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским! А если серьезно, то лучше Льва Ивановича. Все-таки Яшин – это символ. И даже в матчах за сборную СССР он носил на груди букву "Д".
– Верите в светлое завтра "Динамо"?
– А куда мне деваться? Я с 17 лет динамовец.
– Попечительский совет уже не действует. Как вы участвуете в жизни клуба?
– Только советом. Есть экспертная группа, туда входят Валерий Газзаев, Алексей Смертин, Лев Лещенко, Николай Толстых. Кроме того, я всегда на связи с Дмитрием Хохловым и Евгением Муравьевым. Не вмешиваюсь, но мнение высказываю. После Нового года планирую встретиться с руководством клуба и главным тренером.
АРГЕНТИНСКИЙ "ЗЕНИТ" – КАК ПОРТУГАЛЬСКОЕ "ДИНАМО"
– Самое странное "Динамо" на вашей памяти?
– То, которое вылетало. Не понимал, что делает Кобелев, что делает руководство. Зачем было снимать Андрея за три дня до матча? В свое время также не понимал, как вылетает ленинградский "Зенит". Да и "Спартак".
– Португальское "Динамо" – это был обреченный проект?
– Было интересно. Неплохие футболисты ведь приехали – тот же Данни, Манише, Дерлей. Когда вышли 11 иностранцев в составе, все, конечно, удивились, и мы попросили Федорычева больше так не делать. Но он хотел собрать топ-команду. К сожалению, высококлассные футболисты не адаптировались в команде, да и не хотели, наверное. Даже Юрий Павлович Семин с ними не справился. Но иногда отрезки выдавали хорошие. Баланс должен быть. И я опасаюсь, что сейчас в "Зените" с аргентинцами может случиться та же история, что с португальцами в "Динамо".
– Вы много критиковали Кокорина. Сейчас изменили свое мнение?
– Критиковал не его, а тех, кто его дезориентировал в футболе. Саша не раз был с отчимом у меня в Счетной палате. Встречались, беседовали. Мне было жаль, что парень пропадет. Сейчас вроде взялся за ум.
– В чем особенность Кокорина?
– У него есть потрясающая способность – работает с мячом на скорости, не сбавляя ее. Это от Бога. Общался с разными тренерами – все это признают. Первенство мира – это, конечно, огромный шанс. И для Саши, и для Феди Смолова, и для Головина. Нельзя упускать!
– А для Дзюбы?
– Дзюбе надо было переходить в "Локо" к Палычу. Точно знаю, что все было близко к завершению, но помешала высокая зарплата. И зря. Да, получил бы на миллион меньше, но не умер бы от голода! И играл бы. С другой стороны, тогда, возможно, не раскрылся бы Фарфан или Миранчуки. Кто его знает. Все к лучшему.
– Может, этой зимой случится трансфер?
– Не знаю. Дзюбе надо решать, но я не уверен, что сейчас это так нужно "Локомотиву". Юрий Палыч понимает, что у него команда. Если туда сейчас кого-то добавить, можно баланс разрушить.
– "Локо" показывает чемпионскую игру?
– Главных конкурентов обыграли по-чемпионски.
ЗНАЮ, ЧТО СКАЗАЛ ДЕНИСОВ В РАЗДЕВАЛКЕ. Я БЫ ЕГО НЕ ВЕРНУЛ
– Ваше мнение по поводу реформ, которые предложил Леонид Федун?
– Если вы о сокращении премьер-лиги, то боюсь, что мы к этому придем естественным путем. Клубы многие на грани выживания. Я бы обратил внимание на ту идею, которую предложил Валерий Газзаев: создать финансовый пул, который давал бы возможность в равной степени поддерживать клубы. А то у нас все зависит от того, кто за кого болеет. Вот переживают Миллер и Зубков за "Зенит" – у "Зенита" все хорошо. А как быть тем, кому не повезло? Логика у предложения Федуна есть. Но сокращаться? Не знаю. Мы – большая страна. Россия начинается с Дальнего Востока, где солнце встает. Чем там люди хуже? Это задача для РФС и министра спорта.
– Футбольный клуб – социальный проект?
– Совершенно верно. Спорт, книга, театр – все это одного поля ягоды.
– Как будете смотреть чемпионат мира?
– На первый матч собираюсь пойти. Игра с Саудовской Аравией. Черчесову я уже сказал: имей в виду, самый принципиальный матч – с Саудовской Аравией. Пусть сейчас мы и задружились.
– Какое впечатление команда Черчесова оставила?
– С Испанией понравилась. Все зависит от настроения. Вспомните, как Корея с Гусом Хиддинком дошла до полуфинала! Это же средняя команда, а какое настроение было.
– Но и судьи помогли.
– Судьям надо улыбаться. Показывать, как ты любишь футбол. И видеоповторы введут – может, наши голы засчитают, хотя бы один.
– Не попробуете уговорить Черчесова вернуть Денисова?
– Знаю, что сказал Денисов в раздевалке. Я бы его не вернул.
БЛИЦ
ФУТБОЛИСТ ГОДА – ФАРФАН. ТРЕНЕР – СЕМИН
– Успех для сборной – это?
– Выход в полуфинал.
– Матч года?
– Футболист года?
– Фарфан.
– Тренер?
– Семин.
– Открытие?
– "Локомотив". С Новым годом, читатели газеты "Спорт-Экспресс"!
ЧИТАТЕЛЬ ГОДА "СЭ"
2002 – Олег ТАБАКОВ
2003 – Михаил БОЯРСКИЙ
2004 – Михаил ТАНИЧ
2005 – Денис МАЦУЕВ
2006 – Александр РОЗЕНБАУМ
2007 – Тигран КЕОСАЯН
2008 – Сергей СВЕТЛАКОВ
2009 – Александр ПОЖАРОВ (Шура КАРЕТНЫЙ)
2010 – Валерий ГЕРГИЕВ
2011 – Михаил ЕФРЕМОВ
2012 – Аркадий АРКАНОВ
2013 – "КВАРТЕТ И"
2014 – Алексей КОРТНЕВ
2015 – ЗЕМФИРА
2016 – Алексей МАКЛАКОВ
2017 – Сергей СТЕПАШИН