Премьер-лига (РПЛ). Статьи

21 июля 2017, 15:15

Валерий Карпин и Денис Мацуев: "Промес - лучшее приобретение "Спартака" за 16 лет"

Александр Львов
Обозреватель
Героями авторской программы Александра ЛЬВОВА "Начистоту" стали блистательный пианист, страстный болельщик "Спартака" Денис Мацуев и бывший главный тренер красно-белых Валерий Карпин

Каких только неожиданных откровений не доводилось мне слышать от гостей программы "Начистоту" . Не обошлась без них и съемка последней передачи. Судите сами, ну как бы еще я узнал, что всемирно известный пианист Денис Мацуев и легендарный спартаковец Валерий Карпин знакомы уже двадцать пять лет? Или почему пришлось уйти из "Спартака" тренеру Дмитрию Аленичеву? Нужны ли сегодня красно-белым Смолов, Дзюба и Канунников? И сколько теряет в весе за один концерт маэстро Мацуев? А также еще много чего любопытного.

В 92-м РВАЛ ЧЕМПИОНСКУЮ СЕТКУ ВОРОТ "СПАРТАКА"

– Начнем с премьеры сезона. Какие впечатления оставил Суперкубок?

Мацуев: – Это был блестяще организованный праздник, который подарили рвавшиеся в бой соперники. После шестнадцати лет чемпионского затишья к "Спартаку" пришла еще одна победа, кстати, первая в его истории. Мы были близки все это время к чемпионству и с Валерием Георгиевичем (Карпиным. – Прим. "СЭ"), но чего-то в концовке не хватало. И наконец-то дождались. А теперь вот и Суперкубок наш!

Карпин: – Для первого матча в сезоне "Спартак" смотрелся хорошо. Правда, в концовке подустал, но в целом выглядел достойно. И победил заслуженно.

– Такие выставочные матчи дают возможность оценить перспективы "Спартака" на будущее?

Мацуев: – На мой взгляд, "Спартак" подготовился замечательно.

Карпин: – По первой игре делать выводы я бы не стал. К тому же травмирован Зобнин. Без него "Спартаку" будет тяжелее, поскольку Роман мог сыграть на нескольких позициях. Но самое главное, теперь, когда команда стала чемпионом, против "Спартака" будут играть с удвоенным желанием победить.

Луческу заявил, что "чемпионство "Спартака" было подготовлено массмедиа". Еще есть мнение, что победа красно-белых стала возможной из-за проблем, которые возникли в ходе сезона ЦСКА и "Зенит". А что скажете вы?

Мацуев: – Что обычно бывает после драки? Сейчас бессмысленно обсуждать: повезло, не повезло или почему ослабли конкуренты? Мы чемпионы! И этим все сказано.

Карпин: – Возможно, проблемы у конкурентов и были. Но они не касаются "Спартака", а только ЦСКА с "Зенитом". Потому подобные разговоры просто смешны. Продолжайся борьба за первое место до последнего матча, еще можно было бы о чем-то говорить. А "Спартак" уже за три тура до конца обеспечил себе золото. В таких случаях обычно говорят – смотри на табло.

– 20 мая прошлого года, в программе "Спартак" по Романцеву", Мацуев сказал, что поддерживает Дмитрия Аленичева, "который находится под мощным прессом, и надо дать ему с Титовым и Ананко поработать дальше". Теперь, когда Каррера привел "Спартак" к долгожданному чемпионству, не хотите, Денис, забрать свои слова обратно?

Мацуев: – Я от этих слов не отказываюсь. Мое поколение выросло на футболе Карпина, Аленичева, Юрана, и наши юношеские годы связаны с их именами. Потому очень хочу, чтобы у них все получилось в футболе еще и в тренерском деле.

– К тому же спартаковцы сделали из вас пианиста. Вы ведь не хотели уезжать на учебу в Москву?

Мацуев: – И не собирался покидать Иркутск. Но просто купился на "Спартак", когда мама сказала, что смогу в Москве смотреть на него вживую в Лужниках. Я ходил на все матчи. А с Карпиным познакомился в1992 году, когда после чемпионской победы над "Локомотивом" вместе с фанатами выбежал на поле качать его и других спартаковцев. А потом, обезумев от счастья, рвал сетку ворот, кусочек которой хранится у меня по сей день. Вот почему я поддерживал и буду поддерживать спартаковцев того поколения. И хочу, чтобы у них все получилось.

– Не кажется, что толчком к уходу Аленичева стала ситуация с Широковым, которого по решению руководства не выпускали на поле из-за контрактных споров с клубом?

Мацуев: – Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо знать кухню "Спартака". Мне вспоминается жесткое интервью Аленичева в 2006-м про "тупик "Спартака". Куда же делась та его дерзость? Может, сейчас существовали какие-то другие рамки, которые заставляли вести себя иначе?

– А как бы повел себя в этой ситуации тренер Карпин?

Карпин: – Президент – хозяин клуба. Тренер – хозяин результата. И если он считает, что с этим игроком способен его дать, то обязан ставить игрока в состав. Но я не думаю, что конфликт произошел из-за Широкова. Все дело в результате – сначала пятое место в чемпионате, а потом обидное поражение от АЕК. Думаю, в случае победы над кипрским клубом Димка продолжал бы работать. А дальше все могло пойти великолепно. Так что Мацуев был прав, когда поддерживал Аленичева.

Мацуев: – В "Спартаке" в 1997-м был похожий момент, когда "Кошице" не прошли…

– Но тогда ничего подобного не могло произойти, поскольку Романцев был и главным тренером, и президентом в одном лице.

Карпин: – Чего в нынешнее время быть не может.

Каррера очень любит повторять, что "Спартак" выиграл золото потому, что стал семьей. Выходит, прежде он ею не был?

Карпин: – Так часто говорят, когда приходит победа. Подобрался хороший состав, хороший тренер, хорошая обстановка в коллективе – вот вам и результат, вот вам и семья. А когда начинаются поражения, что, семьи уже нет?

– Но после 0:4 в Самаре семья-то осталась и дошла до чемпионства.

Карпин: – Это один провальный матч. А потом сплотились и пошли дальше.

– Денис, после того разгрома от "Крыльев" сердце не екнуло?

Мацуев: – И после 0:3 в Ростове не екнуло. Во все времена "Спартак" мог раз-другой оступиться. В советские времена были и 2:6 от "Гурии", и 1:5 от "Памира", но ничего страшного не происходило. А эти 0:4 от "Крыльев"… Прекрасно их помню – я тогда играл концерт в "Альберт-Холле" в Лондоне и посмотрел интернет в перерыве. Глазам своим не поверил!

Карпин: – Лучше один раз проиграть 0:4, чем четыре раза по 0:1.

14 июля. Москва. Черкизово. "Спартак" - "Локомотив" - 2:1. 113-я минута. Квинси ПРОМЕС (справа) и ЛУИЗ АДРИАНУ празднуют победный гол в матче за Суперкубок России. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
14 июля. Москва. Черкизово. "Спартак" - "Локомотив" - 2:1. 113-я минута. Квинси ПРОМЕС (справа) и ЛУИЗ АДРИАНУ празднуют победный гол в матче за Суперкубок России. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ОТКРЫТИЕ? ЗОБНИН!

– Не бывает так, что во время концерта вы просите кого-то, если "Спартак" забьет, дать вам знак? Скажем, показать из-за кулис бутылку "Боржоми".

Мацуев: – У меня другое было. Смотрел в аэропорту Бостона матч "Спартака" с ЦСКА перед вылетом в Чикаго. Уже заканчивалась посадка, и я умолял чуть-чуть подождать меня. И когда Зе Луиш забил красивейший гол, так закричал, что ко мне тут же подлетели свирепые секьюрити. Пришлось объяснять, что моя команда победила.

– Зе Луиш, конечно, хороший футболист. А кто, по-вашему, был лучшим в "Спартаке" в чемпионском сезоне?

Мацуев: – Одним из ключевых игроков я бы назвал Зобнина, который показывал стабильный футбол на протяжении всего чемпионата. Он, как и Ещенко, из Иркутска, и я особенно рад за моих земляков. Когда перед Суперкубком делал первый удар по мячу, пожал руку Ещенко. А Зобнину желаю скорейшего выздоровления.

– Получается, "Спартак" становится фарм-клубом иркутской "Звезды"?

Мацуев: – Выходит, так (смеется).

Карпин: – Если брать по эффективности, по количеству набранных очков, спасению игр, то назову Промеса. Глушаков, конечно, тоже хорош. Но при здоровом Зобнине замену ему еще можно найти, а вот отсутствие голландца – уже большая проблема. Промес, как никто другой, умеет цепляться за мяч, взять инициативу на себя и тем самым дать передышку обороне. Скорость, техника, удар – все при нем!

Мацуев: – За последние шестнадцать лет Промес наряду с Алексом и Видичем лучшее приобретение "Спартака".

Карпин: – Я бы еще добавил Веллитона, дважды становившегося лучшим бомбардиром.

– А где, по-вашему, Промес полезней – на фланге или впереди?

Карпин: – Везде. При схеме 4-4-2 он может сыграть вторым нападающим, а при расстановке 4-3-3 – на фланге. Думаю, Промес не затерялся бы ни в одном европейском топ-чемпионате. Тяжело ему было бы, пожалуй, в Италии, где слишком закрытая тактика.

– А что бы вы порекомендовали – Испанию или Англию?

Карпин: – Скорее Испанию. Пока не утверждаю, что он игрок для "Барселоны" или мадридского "Реала". Сказать, что Промес сейчас сильнее Суареса, Неймара или Месси, было бы перебором.

– Кого в "Спартаке" вы бы назвали открытием?

Мацуев: – Наверное, Зобнина.

– А Джикия с Фернанду?

Мацуев: – После Суперкубка сложилось впечатление, что Джикия давно играет и в "Спартаке", и в сборной. Не хочу сглазить, но надеюсь, он надолго в нашей обороне. Еще очень хочется, чтобы не потерялся Кутепов – большой талант.

– Почему кандидат в сборную Кутепов не всегда попадает в состав "Спартака"?

Карпин: – Увы, такое бывает. А попадает Илья в сборную, потому что выбор центральных защитников невелик. Что касается Фернанду, то он стал открытием для тех, кто не знает, что бразилец уже показал себя и на Украине, и в Италии.

– Так исторически сложилось, что в "Спартаке" средняя линия – определяющая. Вам не кажется, что сейчас красно-белым не хватает футболиста с последним пасом, каким был Алекс?

Мацуев: – Таких игроков вообще везде не хватает.

Карпин: – В нашем футболе мало хавбеков уровня Черенкова, Гаврилова, Титова, Мостового, Алекса. Команды играют по-другому. Но от этого футбол не теряет.

– А вы бы выдержали конкуренцию в нынешней средней линии "Спартака"?

Карпин: – Будучи готовым физически, уверен на 100 процентов, что да. Я в 35 играл опорного полузащитника. Мы же видим сейчас российских футболистов, которые хорошо смотрятся и в 35 – 36 – 37 лет. Как говорится, мастерство не пропьешь.

– Проблемой сборной и "Спартака" остается оборона. Недавно главный тренер "Анжи" Александр Григорян рассказал, что Паршивлюк, который поиграл у него в "Анжи", футболист уровня национальной команды. А вот "Спартак" от него отказался, взяв из "Црвены Звезды" малоизвестного Петковича. Как к этому относиться?

Карпин: – Мы не знаем всей клубной кухни. Возможно, у Петковича зарплата в разы меньше, чем у Паршивлюка. А с тем, что Паршивлюк в лучшей форме – футболист сборной, я согласен. Особенно сегодня.

– Сейчас широко обсуждается возможный переход Канунникова в "Спартак". Нужен он чемпиону?

Мацуев: – Максим не самый плохой исполнитель для нашей линии атаки. К тому же конкуренция никогда и никому не мешала.

Карпин: – Есть вариант использовать Канунникова на "русской" позиции. И тогда кто-то из легионеров может сыграть на месте одного из центральных защитников.

ОБИДЫ НА ДЗЮБУ НЕТ

– Вот вы, Денис, ратуете за конкуренцию. А сами на ней не обжигались? Одно дело, когда ты на сцене за роялем и тебя уже никто не подсидит, а другое – борьба за место в составе.

Мацуев: – У нас труд не менее каторжный, чем у футболистов. И на каждом из 245 концертов в году нужно подтверждать свой класс.

– А вы сами уверены, что играете лучше, чем кто-то?

Мацуев: – Я никогда не говорил, что играю лучше кого-то. Такое невозможно. У нас, слава богу, нет рейтинга, как в теннисе. Но есть топ-пианисты, которые выступают на самых престижных сценах мира. И каждый твой концерт должен быть лучшим. Потому настрой у меня перед любым из них как перед последним боем. Это тот же матч. И я не могу подвести своих болельщиков, простите, зрителей (смеется). Здесь очень много общего – два тайма и два отделения, тренер и дирижер симфонического оркестра, сборы и репетиции. Могу найти массу аналогий между футболом и музыкой.

Карпин: – Думаю, в музыке есть свой топ-5. И если Денис завтра расслабится и на каких-то концертах не выложится на все сто, станет конкурировать уже не в топ-5, а в топ-10. Потом в топ-15 и так далее.

– Мацуев – спартаковец, а потому не имеет права расслабляться. Еще одна тема "Спартака" – возможное появление в нем Федора Смолова. Насколько он нужен?

Мацуев: – Сейчас Смолова может заиграть в Европе. Среди российских футболистов нет такой высокой конкуренции, но тем не менее он лучший. Буду очень рад, если Федор заиграет в европейском топ-чемпионате. Ходил же слух, что им чуть ли не "Боруссия" из Дортмунда интересуется. Хочется, чтобы наши футболисты успели поиграть в Европе – как поколение Валерия Карпина.

Карпин: – Приход Смолова обострил бы конкуренцию за место в составе для Луиза Адриану и Зе Луиша. Это повод заставить их совершенствоваться и бороться. Вы же говорили, что Кутепову нужна конкуренция. Да, он пока не всегда играет. Но надо доказывать и становиться лучше.

– У Смолова в контракте прописана сумма отступных 30 миллионов евро. Проблема?

Карпин: – Это надо спросить у Леонида Арнольдовича (Федуна. – Прим. "СЭ"). А есть ли у него проблемы с деньгами или нет, знает только он.

– Говорят, что Дзюба не слишком подходит под игровую концепцию Манчини. Может ли Леонид Арнольдович сказать – Артем наш воспитанник, одумался, а потому его можно вернуть?

Мацуев: – Есть предчувствие, что Леонид Арнольдович так не скажет. Особенно если учесть, как Дзюба уходил из "Спартака".

– У вас, как у болельщика, осталась обида на него?

Мацуев: – Нет. Я больше расстроился, когда обсуждались все его с Кокориным мальчишеские и хулиганские жесты. Еще в прошлый раз мы с Олегом Ивановичем (Романцевым. – Прим. "СЭ") говорили, что сейчас многих болельщиков больше интересует не футбол, а скандалы. Мы раньше на пяточках Лужников и "Динамо" собирались и обсуждали голы, спорили, чьи команды сильней. Сейчас же больше обсуждают, кто, как и кого спародировал, кто за какие деньги ушел. А футбол уходит на второй план. Печально…

Карпин: – Кто-то кому-то сказал, что якобы Дзюба не интересен Манчини. Эти все "якобы" – домыслы и слухи… Кто-то вброс сделал и пошло. "Зенит" играл в Хабаровске, Дзюба вышел в стартовом составе и неплохо отыграл. Сбавит обороты, и тренер выберет другого футболиста – это конкуренция. И не значит, что он опять "якобы" кому-то не нравится. Артем - качественный форвард, тем более с российским паспортом.

– Если учитывать все сказанное о Смолове и Дзюбе, можно говорить, что в сборной приличная линия атаки?

Мацуев: – Все они плюс Кокорин играли на Euro-2016, и ничего не получилось.

Карпин: – Согласен. Но думаю, что Дзюба и Смолов – футболисты одной позиции. На мой взгляд, надо играть в два нападающих, потому что Смолов не может действовать на фланге – не его позиция. Потому и не получилось. Но иметь двух разноплановых форвардов – "столба" Дзюбу и мобильного Смолова – счастье для любого тренера.

Мацуев: – Может быть, Дзюбе попробовать себя в "Халл Сити" у Слуцкого?

– Продолжим о сборной. Одни говорят о ней с надеждой. А вот Валерий Газзаев прямо заявляет, что команда не готова к ЧМ-2018. Каково ваше мнение? И какой бы композицией, Денис, вы выразили бы впечатление от игры сборной?

Мацуев: – Если бы мы вышли из группы, то – "Болеро" Равеля. Выход из группы, конечно, стал бы успехом. Не скрою, что дружу с Черчесовым и всегда поддерживаю. У него есть тренерская жилка, определенный характер и отношение ко всему. Во время просмотра второго тайма игры с Португалией или матча с Мексикой понял, что давно такого не ощущал – на поле не было апатии, бессилия. И болельщики аплодировали футболистам. Посмотрим, что будет на домашнем чемпионате мира.

– Значит, надежда есть?

Мацуев: – Верю, из группы выйдем. Поправятся Дзагоев, может, вернется Дзюба.

– А Денисов вернется? Спрашиваю как друга Черчесова.

Мацуев: – Это вряд ли. Несмотря на дружбу, какие-то вопросы я не могу задавать.

Карпин: – С одной стороны, задача на домашнем турнире не выполнена. С другой – о чем говорит Денис, болельщики аплодировали. Да, не было безнадеги и апатии у футболистов. Это хорошо. Но до какого уровня мы скатились, если нас устраивает уже просто борьба на поле. Выход из группы на домашнем Кубке конфедераций был бы успехом. Но я уже забыл, когда мы это делали на каком-нибудь крупном турнире. В 2002-м, после поражения от Японии на Манежке погром устроили. А сейчас не вышли, ну и ладно… Печально. Раньше невыход из группы воспринимали как провал. Сейчас это нормально – зато боролись…

Мацуев: – Я помню, когда начались погромы на Манежной, шел конкурс Чайковского. А один член жюри, из Поднебесной, жил в "Национале", в самом жерле вулкана. Его легко могли перепутать с японцем и побить по дороге в консерваторию. Так он с перепугу повесил на грудь табличку: "Я – китаец!"

12 октября 2015 года. Москва. Тушино. Россия - Черногория - 2:0. Федор СМОЛОВ (слева) выходит на поле вместо Артема ДЗЮБЫ. Фото Алексей ИВАНОВ
12 октября 2015 года. Москва. Тушино. Россия - Черногория - 2:0. Федор СМОЛОВ (слева) выходит на поле вместо Артема ДЗЮБЫ. Фото Алексей ИВАНОВ

– Смешно. А теперь о грустном. Ошибки Акинфеева на Кубке конфедераций говорят о вратарской проблеме в сборной?

Карпин: – Она возникла бы, будь у нас один вратарь, допускавший в каждом матче такие ляпы. То, что на Акинфеева делается ставка, – это другой вопрос. Но есть Беленов, Гильерме.

Мацуев: – Еще Митрюшкин, который замечательно выступает в Швейцарии.

Карпин: – Да, есть Митрюшкин, тот же Селихов, Ребров. Выбор большой.

Мацуев: – Это одна из самых стабильных позиций в сборной.

– Кого вы видите первым номером?

Карпин: – Чтобы понять, кто сильнейший, надо их тренировать, видеть.

– Вот вы могли бы не поставить Акинфеева в ворота?

Карпин: – А почему нет?

Мацуев: – А я не стал бы ставить крест на Акинфееве. Не каждый тренер решит сменить первого номера. Это один из самых болезненных моментов – сказать вратарю: "Твое время прошло". На мой взгляд, для Акинфеева такой момент еще не настал.

Мацуев: – Все великие вратари ошибались. Даже Лев Яшин. После чемпионата мира 1962 года в Чили он чуть ли не изгоем был. Большой вратарь должен пройти и через это. Думаю, что это еще не закат карьеры Игоря в сборной.

Карпин: – Тем более для вратаря 31 год – не возраст. Может играть и играть. Это не проблемная позиция, так как есть выбор. А вот с обороной все гораздо сложней.

– Кержаков сказал, что надо упасть в ноги и попросить вернуться Березуцких и Игнашевича. Это выход или стоит рисковать, делая ставку на новых людей?

Мацуев: – Вопрос непростой. Кто бы мог думать год назад, что Джикия станет основным игроком сборной? Он играл в "Амкаре", никто его не знал. А что будет через год, непонятно.

Карпин: – В первом матче ЦСКА – с "Анжи" – Игнашевич не играл. Вышли Васин и Березуцкие. Как будут дальше выглядеть наши основные защитники? Есть Джикия, Кутепов. Но в целом здесь особого выбора не видно.

– Каким видится будущее сборной Черчесова?

Мацуев: – Я ее большой поклонник. И при любом раскладе остаюсь преданным болельщиком. Будем верить. Но давайте подумаем о том, сколько получают наши детские тренеры. Я бы эту сторону копнул. Как говорил Олег Иванович (Романцев. – Прим. "СЭ"), большинство талантов рождается во дворе. А сколько получают учителя в музыкальных школах…

– Сколько же?

Мацуев: – Те же 10 – 15 тысяч. Это огромная проблема. Их скупают китайцы пачками и платят в 10 – 15 раз больше. И они обучают китайских пианистов, которых уже порядка 60 миллионов!

– Каков результат?

Мацуев: – Лауреаты почти всех конкурсов – китайские пианисты.

Карпин: – Соглашусь с Денисом. С одной стороны, нужны вложения со стороны государства в детско-юношеский футбол. С другой – у нас несколько лет назад сборная с Митрюшкиным в воротах стала чемпионом Европы среди юношей. А где звезды? У нас есть талантливые ребята 16 – 17 лет, но что дальше?

Мацуев: – Кто из сборной Колыванова сейчас играет?

Карпин: – Только Прудников. Футболисты появляются, а дальше что? Вот главный вопрос. Если к игроку пришли и сказали – вот тебе столько-то денег, то крышу сорвет у любого. У меня бы тоже сорвало, предложи миллионы в 17 лет. Я уехал в Испанию в 25 лет, где только 3 иностранца могли выходить на поле. И если бы играл плохо, меня поменяли бы на пятой секунде - жесточайшая конкуренция.

ЗА КОНЦЕРТ МАЭСТРО ТЕРЯЕТ ТРИ КИЛЛОГРАММА

– Что тренер Карпин хотел бы спросить у пианиста Мацуева?

Карпин: – Как идет подготовка к концертам?

– Тогда добавлю свой вопрос: футболисты часто жалуются, что играют с интервалом в три дня. Какая у вас плотность концертов?

– Я бы объединил эти вопросы в одну историю. В этом году установил рекорд по количеству концертов для пианистов. Дирижер Валерий Гергиев играет до пятисот концертов в год. Иногда даже по два-три в день. Это не какой-то спортивный интерес, просто невозможно отказать, когда приглашают. Если знаю, что меня ждут, – еду. Вопреки всему. Мы с Гергиевым в прошлом году поставили мировой рекорд – днем сыграли в Амстердаме, а вечером в Америке.

– Каким образом?

– Разница во времени. На частном самолете быстро добрались до Америки. После чего пересели в вертолет и приземлились практически у зала. Возможно, такие нагрузки даже футболистам не снились.

– Рекордные.

Мацуев: – Да, но мы не боремся за рекорды. Просто я чувствую себя гораздо лучше, если чаще играю. Когда в форме, то могу даже не заниматься перед концертом. Но все равно помимо этого учу новые произведения, потому что без репертуара невозможно играть столько концертов.

Карпин: – Очень интересно, как все происходит?

Мацуев: – У каждого по-разному. Начинается все с музыкальной школы, училища, консерватории. Кто-то занимается по десять часов в день, кому-то достаточно полутора-двух. Я никогда больше двух не занимался. Сначала надо запомнить текст, который играешь. Наизусть. В голову. Потом в пальцы. Если речь идет о художественном образе произведения, то надо не просто ноты сыграть, а чтобы был смысл, а не только техника. Поэтому каждый концерт – как спектакль. Я играю сорок пять разных концертов с оркестром и восемнадцать разных сольных программ. И все произведения в голове, в первую очередь в душе. Концерт – это кульминационная точка всего, потому что идет постоянный разбор как с нотами, так и без нот, как с инструментом, так и без него. Я могу в самолете какие-то произведения проиграть, без фортепиано. По нотам могу учить новое произведение. А концентр – это самая большая магия, как и для футболистов матч. Это магия зрителей, магия болельщиков, которая тебя подхлестывает, несет, окрыляет. Это как допинг. Кто-то говорит: "Надо Мацуева с Гергиевым проверить на мельдоний. Они очень много концертов играют". Я и не скрываю. Да, сцена и публика – это мой мельдоний. Это стопроцентная терапия.

– Сколько вы сидите за роялем?

Мацуев: – Не больше двух часов. Но когда учу что-то новое, может быть и три – четыре часа. Я никогда не засекаю время. На самом деле неважно сколько, важно – как. Многие занимаются и по десять часов, но толку от этого нет.

– Наверное, это зависит от степени таланта.

Мацуев: – И от таланта, и от людей, которые окружают талантливого человека – педагогов и родителей, которые точно понимают, в какой момент надо давать те или иные произведения и следят за развитием.

Карпин: – Интересно, сколько времени уходит на изучение нового произведения?

Мацуев: – Здесь я тоже рекордсмен. Могу выучить большой концерт с оркестром, скажем, Прокофьева или Рахманинова, за десять дней.

– Это мало или много?

Мацуев: – Вообще можно учить полгода. Технически. Выучить сам текст. А я могу за неделю, за десять дней. А потом ты начинаешь учить этот концерт всю жизнь.

Карпин: – То есть нет предела совершенству.

Мацуев: – Абсолютно.

Карпин: – Технически вы выучили, и в голове это есть. Но надо, чтобы пальцы все запомнили. На это еще уходит время или все происходит одновременно?

Мацуев: – Через два месяца играю четвертый концерт Рахманинова в Мюнхене. Это единственный концерт, который я никогда не играл, хотя на слух знаю каждую ноту. Мы с Гергиевым 15 октября будем играть его в Мюнхене, а потом у нас большой тур по Азии, Америке – пятнадцать концертов. К нему еще не притронулся. Осталось три месяца. Это для нормального музыканта катастрофа. То есть иду всегда на риск, тяну до последнего. Люблю, когда осталось мало времени, концентрируюсь и, как правило, все получается. Я его выучу наизусть пальцами. Заложил на это две недели. Потом буду учить внутренне. То есть речь уже пойдет о музыке. Буду слушать разные записи, великие исполнения и потом попробую первый раз его обыграть у себя на фестивале в Иркутске в начале сентября.

Карпин: – То есть до концерта в Мюнхене вы пробуете его обыграть в так называемых товарищеских матчах.

Мацуев: – Правильно. Молодец (смеется). Вот мудрый человек. Контрольные игры, да. Но все равно в них, где бы ни выступал, это всегда сто пятьдесят процентов отдачи. Но не факт, что это потолок.

– Вы слушаете записи своих концертов?

Мацуев: – Конечно. Я не люблю свои записи, но взгляд со стороны очень важен. В зале сидит мой папа, мой педагог и еще несколько людей, которым доверяю. Они всегда высказывают свои мысли, глядя со стороны. Очень важно иметь человека в нашей профессии, который может сказать правду.

– И вы безропотно соглашаетесь?

Мацуев: – Родители – мои главные критики. После любого концерта. В "Карнеги-холл" две тысячи человек стоят и кричат, потом "Нью-Йорк Таймс" пишет рецензию, что это был лучший концерт сезона в Нью-Йорке. А я прихожу в гостиницу и слышу совершенно другие вещи от родителей, потому что они знают мои возможности и как я могу играть.

– Откуда это берется? Они что, большие музыканты?

Мацуев: – Папа – выдающийся пианист и мой педагог. Мама тоже пианистка. Понимаете, я вылеплен ими. Поэтому для молодых талантов очень важно иметь тех людей, которые правильно направляют.

Карпин: – Как футболистам – правильного тренера.

Мацуев: – Абсолютно верно. В музыке очень важен детский педагог, как и в футболе детский тренер.

Денис МАЦУЕВ (справа) и Валерий КАРПИН. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"
Денис МАЦУЕВ (справа) и Валерий КАРПИН. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"

НА МОЕМ КОНЦЕРТЕ В БАРСЕЛОНЕ ПРИСУТСТВОВАЛ МЕССИ

Карпин: – После концерта, допустим, в Мюнхене больше устаете физически или психологически?

Мацуев: – Простой пример. За два – два с половиной часа концерта я теряю до трех литров воды – три килограмма веса. Можно сказать, это мой фитнес. Сложно, когда идет большой тур и пятнадцать концертов проходят в разных городах. Тогда больше устаю от перелетов и переездов.

Карпин: – Сразу после концертов не спите? Я после игр до шести утра не мог заснуть.

Мацуев: – Когда-то могу заснуть, когда-то нет. Но если сам концерт получился, испытываешь невероятный подъем. Если ты болеешь, а бывает, что выходишь с температурой, то отыграешь и уходишь со сцены абсолютно здоровым человеком. Это сценотерапия, какое-то необъяснимое медицинское чудо.

– А рюмку выпить не хочется, как после какой-то сумасшедший игры?

Мацуев: – Пиво, как футболисты, с удовольствием. Почему бы и нет?

– Есть ли среди ваших коллег те, кто так же фанатично влюблен в футбол?

Мацуев: – Конечно. Это Валерий Гергиев – абсолютно футбольный человек. Он один из тех, благодаря кому Россия получила чемпионат мира. Гергиев знает самых влиятельных футбольных людей в мире и дружит с ними многие годы. Он знаком, например, с королем Испании Хуаном Карлосом – патроном мадридского "Реала". Его друг – Беккенбауэр. А самым близким другом был президент марсельского "Олимпика" Робер Луи-Дрейфус, который, увы, умер.

– Кто-то из футбольных звезд бывал на ваших концертах?

Мацуев: – Конечно. Бобби Чарльтон, Беккенбауэр, Месси был в Барселоне. Мы с Гергиевым тогда играли.

– Представьте, что Каррера предложил вам перед матчем с "Динамо" провести установку. Что бы вы сказали?

– К сожалению, не могу – у меня 18 июля сольный концерт в "Ла Скала".

– А если Каррера все-таки уговорил бы?

Мацуев: – Просто предложил бы игрокам послушать первый концерт Чайковского или третий концерт Рахманинова. После этого невозможно выйти на поле спустя рукава. А сейчас просто пожелал бы удачи.

– Как Гагарин сказали бы: "Поехали!"

– Да. Не хочется сглазить, потому что победы "Спартака" меня в творчестве воодушевляют и вдохновляют. Вот мы говорили про новое поколение. В отличие от футбола, наши юношеские сборные пианистов 12 – 14 лет беспрецедентно талантливы. Корея, Китай и Россия. Эти три державы с действительно гениальными музыкальными командами. Они играют не по годам зрело не просто технически, а виртуозно. И если закрыть глаза, то возникнет полное ощущение, что играет большой, сложившийся и глубокий артист. Думаю, в самое ближайшее время нам не будет стыдно за нашу молодежь. Хотя и сейчас не стыдно. Русская фортепианная школа – лучшая в мире. И вопреки всему таланты в ней появляются даже из глубинок. Поверьте, есть там и наше футбольное будущее. Надо только захотеть, чтобы оно выросло.

– На что готовы пойти, если "Спартак" повторит свой золотой подвиг: постричься наголо или отпустить бороду?

Мацуев: – А как же концерты? Меня же никто не узнает.

– Тогда оставайтесь самим собой, как и ваш "Спартак"!

"СЭ" благодарит ресторан "Радио Сити" за помощь в организации съемок этого интервью.

4