Сборная России. Статьи

17 ноября 2016, 01:00

2016. Обвал курса сборной

Игорь Рабинер
Обозреватель
Во вторник в Грозном сборная России обыграла на последних секундах Румынию (1:0) и завершила выступления в этом календарном году. Обозреватель "СЭ" подводит итоги-2016 – одного из самых черных периодов в истории нашей национальной команды.

Игорь РАБИНЕР

тродясь такого не видали, и вот опять". Так в оригинале звучит одна из самых знаменитых "черномырдинок" – афоризмов бывшего российского премьера. И она, по-моему, аккурат про нынешнее состояние футбольной сборной России.

Не надо думать, что такой депрессии, какую в уходящем году переживает она и весь наш футбол, прежде не бывало. Хотя сейчас многим кажется (в том числе и исходя из рейтинга ФИФА), что мы находимся в низшей точке падения.

По результатам – бывало уже, и не раз. Просто острота былых ощущений неизбежно притупляется, а то, что пережито недавно, продолжает кровоточить. Читаю вот Андрея Канчельскиса: мол, хуже матча с Катаром не было ничего лет десять. Ой ли!

А Уэльс когда случился? А кошмарный матч без единого удара в Северной Ирландии в отборе к ЧМ-2014? А "феерия" с Кореей в финальном турнире в Бразилии? А чудо-футбол на "Открытие Арене" с Молдавией и Австрией при позднем Капелло? А Греция в групповом турнире Euro-2012? Наконец, Словения в стыках ЧМ-2010? О разного рода бессмысленных и беспощадных "товарняках" вроде Ирана в 2011-м уже не говорю.

И это все только за семь последних лет. Бесконечная череда безликости и унижений с редчайшими за эти годы всплесками – Чехией в группе Euro-2012, Португалией в отборе к ЧМ-2014, Швецией в квалификации к Euro-2016 (два последних на самом деле просто победы, ничего выдающегося). Удивительно даже, что за десятилетие с Euro-2008 и до ЧМ-2018 мы пропустили всего один турнир. Причем как раз тот, который никак не должны были пропускать...

Сборная России времен Гуса ХИДДИНКА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Сборная России времен Гуса ХИДДИНКА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Давайте просто реалистичнее относиться к нашему сегодняшнему футболу и не раздувать из мухи слона. Он, этот футбол, не просто плох. Он почти безнадежен. И в кадровом смысле ручеек уже почти пересох – тут с паникерами вынужден согласиться. Хуже всего не то, что рейтинг ФИФА падает. А то, что играть почти некому.

Хиддинковское поколение – выросшее, кстати, без лимита – постепенно сошло со сцены, в сборной остались только его обломки – Акинфеев, полусломанный Жирков, Василий Березуцкий (на Euro-2008, напомню, резервист).

Перейдя на систему "осень – весна", мы сами лишили себя того гипотетического преимущества, которое было перед финальными турнирами чемпионатов мира и Европы, – в первую очередь даже не физической, а эмоциональной свежести. Которую борьба за чемпионство до последнего майского тура, как ни крути, даже в нашем первенстве выжигает.

Отечественные клубы в Европе давно уже ни на что не претендуют. В 2000-е ЦСКА с "Зенитом" брали еврокубки, причем основу обеих команд составляли россияне. Отсюда и база для успеха на Euro-2008. Три четвертьфинала Лиги Европы за последние пять лет - это все наши достижения. При том что как раз в 2010-е у нас перебывали Халк, Это’О, Вальбуэна, Витсель – по мировым именам самые громкие времена. А по сути...

По сути наша страна в самые тучные годы потратила футбольные миллиарды на трансферные понты и "распилы".

А потом, как и должно было произойти, наступила развязка сказки о рыбаке и рыбке: "На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто". Им и является сегодня наш футбол и его национальная команда. Говоря сегодняшним языком – безнадега.ru.

Вторник. Грозный. Россия - Румыния - 1:0. Главный тренер сборной России Станислав ЧЕРЧЕСОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Вторник. Грозный. Россия - Румыния - 1:0. Главный тренер сборной России Станислав ЧЕРЧЕСОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ПЕРЕРЕЗАНА ПУПОВИНА

Нет, не сказать, что все совсем уж мертво. Иначе не дошли бы, например, наши юниоры U-19 до финала Euro в прошлом году. Но тут мы подходим к другой важнейшей и, похоже, не разрешимой в наших условиях проблеме.

Хуже всего то, что перерезана пуповина, через которую питался национальный футбол. И даже невзирая на финансовый кризис и отъезд ведущих легионеров, не видно, чтобы начался обратный процесс. Право, лучше, чтобы у нашего футбола вообще не стало денег на жирные зарплаты (далеко не только кокоринскую, она лишь этакий геральдический знак). И чтобы футбол, как у тех же экс-югославов, начал работать на развитие молодежи и продажу их, голодных, за границу – уж для сборной-то точно толку было больше. Тромбы бы не образовывались, кровоток был бы постоянный.

Раз наш футбол не умеет зарабатывать – ни на посещаемости, ни на телевидении, ни на чем-либо другом, – пусть живет по средствам. И не платит игрокам того, что объективно не может.

И даже те в Европе, кто способен платить не предельные, но приличные зарплаты, почему-то поступают именно так. "Монако", "Бенфика", "Порту", ПСВ, "Аякс"... А в России от слова "молодежь" бегут опрометью.

В Испании, Германии, Голландии, Португалии, да где угодно люди пачками в 20 лет играют в стартовых составах ведущих клубов, на них делают ставку, они дебютируют в топ-сборных. У нас же Кокорин в 25 еще считается перспективным, а Миранчуку с его одним голевым пасом Майкону поют оды за талант при том, что Дзагоев в этом возрасте уже становился лучшим бомбардиром чемпионата Европы (правда, только с тремя голами и наряду с еще пятью футболистами).

А Митрюшкины, Караваевы, Комличенко тем временем предпочитают бежать за игровой практикой в Швейцарии с Чехиями – только чтобы не сидеть на лавках в России, где нет ни одного клуба, стабильно дающего дорогу молодым. Акинфеева с Березуцкими, Аршавина с Кержаковым и Денисовым, Измайлова с Пименовым тоже не было бы, кабы не те ЦСКА с "Зенитом", не Газзаев с Морозовым и Семиным. Не говоря о Ярцеве с его спартаковским "детским садом" 96-го...

Сейчас обо всем этом приходится только мечтать. Мечтать о том, чтобы клубы вынуждены были жить за счет своих академий. Чтобы у них не было другого выхода.

Илья КУТЕПОВ (слева) и Василий БЕРЕЗУЦКИЙ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Илья КУТЕПОВ (слева) и Василий БЕРЕЗУЦКИЙ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Откуда ему при сегодняшних раскладах взяться, новому поколению сборной? И когда Анатолий Бышовец говорит, что к концу года Станислав Черчесов должен избавиться от ветеранов и приступить к полномасштабной стройке новой сборной, мне становится интересно – из кого?

Ну, Кутепов, ну Зобнин. Они в "Спартаке" заслужили – в сборной уже и играют. У первого – три последних матча в национальной команде по 90 минут, у второго – четыре. Все по делу. И когда Черчесов говорит, что надо искать новых Игнашевичей и Березуцких, в лице Кутепова мы такового видим. Человек реально прогрессирует и получает то, на что наработал. Он и будет, скорее всего, новым Игнашевичем. А что и кто дальше?

Бышовцу, приводящему в пример себя в 1990 году, легко говорить. Да, он круто тогда сменил поколения, убрав почти всех из команды Валерия Лобановского. Но, постойте, ему было на кого менять! В том же 90-м советская молодежка выиграла чемпионат Европы, "грохнув" в финале дважды югославов, где собралась элита будущих сборных Хорватии и Сербии. У них – Михайлович, Шукер, Бокшич, Бобан, Просинечки, Миятович, Ярни. У нас – Шалимов, Канчельскис, Мостовой, Добровольский, Юран, Колыванов, Кирьяков, Кобелев...

А сейчас, простите, кто? У нас за последнее время была или есть хоть одна сотая шанса выиграть молодежный Euro?

Назовем вещи своими именами: в нашей национальной команде – полная кадровая деквалификация, отсутствие какого бы то ни было выбора. Сколько ни тасуй колоду – одни "семерки" да "восьмерки". В лучшем случае – пара-тройка "валетов", а теоретически самый талантливый, вечно молодой-перспективный, хоть ему на ЧМ-2018 будет уже 27, по характеру – дама...

И поэтому рассказы о том, что мы должны (должны!) выйти в четвертьфинал или даже полуфинал домашнего ЧМ-2018, давайте оставим на том самом втором этаже, где, как мы знаем, обитает фантастика. Это президент РФС, он же – вице-премьер, человек порывистый, при назначении Станислава Черчесова ставит перед ним задачу выйти в полуфинал мирового первенства, а спустя три месяца заявляет после Катара, что это – наш уровень. Примерно в том же ключе, как летом 2015-го он назначил главным тренером молодежки Дмитрия Хомуху, назвав его нашим Йоахимом Левом и на словах дав полный карт-бланш, а через три месяца выгнал...

Магомед ОЗДОЕВ забивает победный гол в ворота сборной Румынии. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Вторник. Грозный. Россия - Румыния - 1:0. 90+3-я минута. Магомед ОЗДОЕВ забивает победный гол. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

НЕ ХОТЯТ ИЛИ НЕ МОГУТ?

То, что Магомед Оздоев, к тому же еще в родном городе и на третьей добавленной минуте, забил победный мяч румынам, конечно, приятно. Решающие мячи в концовках вообще штука жизнеутверждающая, да и публика в Грозном мощнейшей поддержкой на этот гол точно наиграла. Это был подарок непосредственно ей. Смущает, конечно, что, скорее всего, там был офсайд. Но, что называется, заиграно, как и неназначенный пенальти за фол Семенова. 1:0. Ужасный для сборной год завершился чуть лучше, чем шел.

Но в том-то и дело, что "чуть". И только по цифрам на табло. Ничего принципиально иного против второго (ну ладно, полуторного) состава румын, при том что первый днями ранее проиграл дома Польше 0:3, мы в Грозном не увидели. И увидеть не могли.

Знаете, что меня удручило в матче с Румынией больше всего?

К россиянам, в отличие от Дохи, не могло быть претензий по части хотения. Там они хотели первые 15 минут, а потом решили, что матч уже выигран. Тут – хотели, и еще как. В рвении им было не отказать, и после Катара это было предсказуемо.

Но – не могли!

Обилие технического брака в простых ситуациях убивало, но вряд ли этому стоило удивляться: о чем говорить, если даже Катар превосходил сборную России по работе с мячом? А это в отличие от "физики", тактики и всего прочего для футбола основа основ. Физподготовку можно натренировать, тактику – втемяшить в умы. Но если ты не умеешь обращаться с мячом, не поможет уже ничто.

Поэтому с пониманием отношусь к жесточайшей оценке того, как Александр Кокорин запорол стопроцентный голевой момент в матче с Румынией. Дмитрий Полоз – одно из немногих светлых пятен нашей команды в этом матче – выдал ему мяч идеально. Форварду никто не мешал. Эпизод был элементарный. Но простейшая остановка мяча...

Этот эпизод стал квинтэссенцией того, что происходит сейчас с нашим футболом. Безусловно, сборная России наверняка сыграла бы лучше (возможно – намного), будь в ее составе с десяток ныне травмированных. Но мы же видели Euro во Франции, когда большинство было живо-здорово. Матч с Уэльсом чем-то принципиально отличался от Катара?

Главный тренер сборной России Станислав ЧЕРЧЕСОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Главный тренер сборной России Станислав ЧЕРЧЕСОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Они просто не привыкли играть в нужном для высокого уровня темпе, с должным уровнем единоборств. Кстати, и тот же Черчесов говорил об этом во время Euro в интервью "СЭ". Высказываясь за максимально возможный отъезд наших игроков в Европу...

Но им и тут хорошо. А слова о введении потолка зарплат все остаются словами. Если сравнить зарплаты и результаты наших и зарубежных футболистов, все станет понятно. Зачем уезжать, если там надо пахать и биться за свое место, причем за меньшие деньги, а тут ты получаешь все и сразу?

Такое впечатление, что наши футболисты и хоккеисты делаются из разных ингредиентов. Последние после нескольких лет такой же сытости в КХЛ вдруг опять вспомнили о детской мечте играть в НХЛ – и ломанулись туда, причем на куда меньшие деньги, чем могли бы зарабатывать у нас. Пример Артемия Панарина, в 24 года, будучи незадрафтованным, поехавшего в клуб – действующий обладатель Кубка Стэнли, "Чикаго", и взявшего там приз лучшему новичку лиги, подействовал и на других. Началось паломничество. Люди захотели играть с сильнейшими в мире.

А в футболе они и не хотят, и не нужны. Есть, конечно, исключения, но их чудовищно мало.

Так устроен наш футбол. И потому сборная – такая, какая есть. Даже когда они хотят – уже не могут.

Нельзя сказать себе: "Сегодня я смогу!" – когда годами привык работать в энергосберегающем режиме.

Невозможно вдруг взять и смочь, когда годами варишься в нашем "нехотящем", сытом футболе.

Вот пришел сейчас в "Спартак" Массимо Каррера. Он никогда не работал главным, ему 52 года, у него опыт работы игроком с Трапаттони и Липпи, помощником – с Конте. Соответственно, море амбиций. Он – хочет. И сделал так, что захотели не только молодые Кутепов и Зобнин, но и опытные Глушаков с Комбаровым. Надолго ли – не знаю. Но этого оказалось достаточно, чтобы заполыхавшая команда лидировала в чемпионате.

Кстати, вот вам еще наблюдение. После матча с Катаром Кутепов сказал, что сборная России сыграла "бесхарактерно и безответственно", а Глушаков (причем повторив это и после игры с румынами) "не так уж и плохо". Есть разница?

Говорит это о том, что бескомпромиссный менталитет Карреры въелся в еще не искаженное реалиями нашего футбола молодое сознание Кутепова. А Глушаков, как бы здорово он сейчас ни играл в клубе, варится в нем уже давно – и критерии оценки игры у него давно уже не такие принципиальные. Как говорил Ленин, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Поэтому тем же Кутепову и Зобнину для их же развития как игроков желаю отыграть в России еще не больше двух лет. Чтобы не засосало наше футбольное болото.

Болельщики сборной России на матче Россия - Румыния (1:0). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Болельщики сборной России на матче Россия - Румыния в Грозном. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

БОЛЕЛЬЩИКИ МОЛОДЦЫ, НО ОНИ НА ПОЛЕ НЕ ВЫХОДЯТ

Мы с вами никого не назначаем и не выгоняем, а только наблюдаем и констатируем. И задаемся вопросами. Один из них звучит так: за счет чего мы можем добиться чего-либо серьезного на чемпионате мира в России? В чем наши козыри, которые ничем не побьешь?

Кто-то скажет: в яростной поддержке родных болельщиков. А у нас ее в Краснодаре против Коста-Рики, что ли, не было? Или в Грозном против Румынии? Но я не заметил в этих встречах ничего особенного, кроме первой половины второго тайма с костариканцами.

Уж с поддержкой-то всяко было здорово, и вот эту практику – гастроли национальной команды по разным российским городам – надо непременно продолжать. А товарищеские (ой, контрольные) игры сборной в Москве, особенно против нетоповых сборных, просто запретить. Официально. "Арена Краснодар" и "Ахмат Арена" доказали необходимость такого шага в полном объеме.

Дубль Дзюбы Коста-Рике, гол Оздоева Румынии – да, это во многом была энергетика трибун, переданная команде. Но зрители не могут выйти на поле вместо нее. Как не могли болельщики слабой сборной ЮАР выйти вместо своей команды на домашнем ЧМ-2010. По игре и эмоциям она там, кстати, прыгнула выше головы. Но из группы все равно не вышла.

Отсюда вывод, который стал результатом и грустных наблюдений за современным состоянием нашего футбола, и ряда неформальных разговоров с очень серьезными его представителями. В сложившейся ситуации относительный успех сборной России на ЧМ-2018 может обеспечить только сплетение трех факторов.

Первый, конечно, благоприятная жеребьевка. Второй – удача. А третий, и основной, – здоровье и оптимальная форма шести-семи ключевых футболистов, этакого "позвоночника" команды.

У каждого тренера есть свои вкусовые предпочтения (в частности, Черчесов делает очевидную ставку на Самедова, и пока она работает), но, пожалуй, Акинфеев, Березуцкий, Жирков, Дзагоев, Шатов, Смолов и Дзюба входят в этот перечень без особых вариантов, даже невзирая на кризис у Шатова и некоторые сомнения, не теряет ли свои качества с возрастом Березуцкий. Плюс теоретически там же еще ни разу не игравший за национальную команду Мариу Фернандес – справа по уровню рядом с ним не видать никого. И на пути к этому статусу находятся Кутепов и Зобнин.

Кто-то добавит сюда Глушакова, тем более что в приведенном списке явно провисает опорная зона. Кто-то – все-таки Кокорина (сколько же, интересно, может работать магия его теоретического таланта, который никогда и нигде стабильно не реализуется?), кто-то – парочку других. Но выбор все равно крайне узок.

И пара-тройка травм боеспособность этого состава моментально подрывает – так, как это случилось на Euro после вылетов Дзагоева и Денисова, чей конфликт с Черчесовым, видимо, безвозвратен. Однако даже если кто-то решит вдруг, что на опорнике "Локо" свет клином сошелся, смотреть надо вперед, а не назад. Во время ЧМ-2018 Денисову будет уже 34.

Станислав ЧЕРЧЕСОВ и Игорь ДЕНИСОВ. Фото РИА Новости
Станислав ЧЕРЧЕСОВ и Игорь ДЕНИСОВ. Фото РИА Новости

ИЗ КОГО ВЫБИРАТЬ ЧЕРЧЕСОВУ?

Черчесов делает, что может. Как и Слуцкий, как и Капелло, который с точки зрения общественной критики, как теперь ясно, просто стал жертвой того, что ему слишком много платили. Но не он же сам эту зарплату себе назначил! Вот к этим людям в первую очередь вопрос.

"А как же Коста-Рика? – спросите вы. – Или Алжир, или Исландия? Почему они так здорово на "мире" и Европе сыграли?" Посмотрите, сколько у Коста-Рики, Алжира и Исландии (да даже у Албании!) футболистов в ведущих европейских чемпионатах. У алжирцев на ЧМ-2014 Махрез в глубоком запасе сидел. А у нас все – в РФПЛ, которая не просто варится в собственном соку, а год от года становится слабее. Нынешний чемпионат кажется мне самым слабым в XXI веке.

Если в кризисе сборной середины 2000-х дело было в том числе и в некоторой инерционности мышления тогдашнего поколения наших ведущих тренеров (что Хиддинк своей работой доказал), то сейчас в сборной, чтобы добиваться серьезных международных результатов, просто физически некому играть.

Черчесов вовсю проверяет игроков – их за пять матчей при нем на поле выходило уже 32, причем 28 (!) – в стартовом составе. Куда уж больше! При этом ему пока еще не удалось попробовать из-за травм Мариу Фернандеса, Головина, Мамаева, лишь в крайнем случае вернется Игнашевич, а из участников чемпионата Европы не вызывались также Лодыгин, Гильерме, Щенников, А.Березуцкий, Юсупов, Иванов, Торбинский.

Черчесов меняет схемы – по-моему, за эти встречи мы увидели абсолютно все расстановки, существующие в футболе 2010-х. Обвинять главного тренера в недостаточной свободе творческой мысли может только умалишенный. Скорее наоборот – пора уже отрезать от глыбы мрамора все лишнее. Но как тут отрежешь, когда больше половины гипотетически основного состава на сбор не приезжает?

Из пяти матчей при Черчесове лишь три (!) футболиста сыграли в стартовом составе больше трех – Самедов, Зобнин и Акинфеев (кроме первых двоих, никто не выходил на поле во всех пяти встречах). Пять очков, которые по системе "гол плюс пас" набрал хавбек "Локомотива", говорят о заслуженности такого доверия. И черчесовская стилистика подразумевает куда большее доверие фланговым полузащитникам, чем у Слуцкого.

Но опять же есть ли хоть один человек в стране, кто назовет Самедова игроком европейского класса и выскажет уверенность, что его нынешняя форма, во-первых, останется такой же, а во-вторых, даст эффект на уровне ЧМ-2018?

А кто может утверждать, что перед домашним мировым первенством очередная травма не подкосит Жиркова? При этом ни одной равноценной замены на левом фланге обороны (или в роли бровочника при схеме с тремя центральными защитниками) ему нет. Что прикажете делать Черчесову?

Дважды очень хорошо выходил на замены ростовчанин Полоз – с Коста-Рикой и Румынией. Не удивлюсь, если у Черчесова он теперь станет фирменным джокером. Но дали ему раз шанс в основе, с Катаром, – и нападающий провалился.

Как и Газинский, единственный раз появившись в стартовом составе против Коста-Рики. Что делать с опорной зоной, если Тарасов травмирован и его присутствие в составе – это гарантированные карточки, Могилевец проводит в "Зените" на поле 20 минут за три с половиной месяца, а те же Зобнин и Глушаков свои лучшие качества показывают у Карреры, будучи освобожденными от этих обязанностей, выполняемых Фернанду (вспомните игру Глушакова в опорной зоне с Уэльсом, а Зобнина – с Коста-Рикой)? Возвращать вопреки былым конфликтам стареющего Денисова? Назад, в будущее?

С теми ошибками, которые совершает Семенов (если бы не добрый белорусский судья, быть ему антигероем матча с Румынией), можно находиться в сборной в 19, 20, максимум 21-22 года. Он совершенно средний защитник. А ему – 27. Тоже, наверное, молодой-перспективный.

Справа в обороне очень неудачный сезон проводит казавшийся ранее надежным и растущим Смольников, и играть без Мариу Фернандеса просто некому. В сборную приходится звать Шишкина, которого в клубе из состава выдавил Янбаев. Поэтому, подозреваю, Черчесов и выходит после Катара вновь с тремя центральными – потому что правого защитника в команде нет.

А с кем играем? В чем можно вырасти, чему научиться против Катара или полуторного состава Румынии? Ну ладно, в последний момент выяснилось, что нас выкинули из отборочной группы, где мы выступали бы вне конкурса. Но Катар – это все равно выше моего понимания.

Виталий Мутко обещает в плане уровня соперников в следующем году Францию, Италию, Бельгию. Посмотрим. Но, надо отдать должное, в первый его заход в РФС и с Германией играли, и с Аргентиной, и с Бразилией, и с Испанией, и дважды с той еще Голландией. Ждем.

20 июня. Тулуза. Россия - Уэльс - 0:3. 67-я минута. Гарет БЭЙЛ забивает третий гол в ворота Игоря АКИНФЕЕВА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
20 июня. Тулуза. Россия - Уэльс - 0:3. 67-я минута. Гарет БЭЙЛ забивает третий гол в ворота Игоря АКИНФЕЕВА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

И ВСЕ-ТАКИ ДАВАЙТЕ БЕЗ НЕКРОЛОГОВ

В октябре 2004 года сборная России, четырьмя месяцами ранее не вышедшая из группы на Euro, была растоптана португальцами в отборочном матче ЧМ-2006, тут же названном "ночным позором" – 1:7. Крупнее наша команда проигрывала только в 1912 году.

По такому экстраординарному случаю нужно было придумывать что-то новенькое, особенное. Комментарий обычного образца тут не годился, ведь казалось, что ниже падать уже некуда. К тому моменту Россия в группе опережала – и то лишь по дополнительным показателям – команду Лихтенштейна.

И тогда я решил написать в "СЭ" некролог. Назвал его – "Памяти сборной". Начал так: "Уважаемые читатели! Братья и сестры. С глубоким прискорбием извещаем, что в ночь с 13 на 14 октября 2004 года на 93-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни... не стало сборной России по футболу".

И ведь тогда действительно казалось – все. Годом позже мы ожидаемо не выйдем на чемпионат мира в Германию. И после 0:0 в Словакии, где по игре должно было быть 0:3, но все возможное и невозможное тащил юный Игорь Акинфеев, в октябре 2005-го ощущения едва ли были светлее, чем после тех 1:7.

20 июня. Тулуза. Россия - Уэльс - 0:3. Вратарь сборной России Игорь АКИНФЕЕВ. Фото AFP
20 июня. Тулуза. Россия - Уэльс - 0:3. Вратарь сборной России Игорь АКИНФЕЕВ. Фото AFP

Было невозможно представить, что всего через два года и восемь месяцев сборная России под руководством Гуса Хиддинка дойдет до полуфинала Euro-2008 и своей сумасшедшей игрой против Голландии выведет на улицы сотни тысяч счастливых россиян.

Это все я к тому, что даже в той ситуации, в какой оказались наш футбол и наша сборная после Euro-2016, а потом – поражения от Катара (не по счету, но по сути – тот же "ночной позор"), не стоит писать некрологи.

"Недосборная" – так я назвал команду после Катара. Не отказываюсь от этих эмоциональных, написанных сразу после матча слов. Тем более что еще не опубликованный официально рейтинг ФИФА, в котором сборная России, как рубль пару лет назад, побьет новые антирекорды, это докажет.

Но из любой ситуации есть выход. Вопрос – какой и когда. Пока явного не видать. Уж к чемпионату-то мира точно. Те же немцы сломали через колено былое устройство своего футбола в 2000 году, первые ростки пошли в районе 2006-го, а по-настоящему он расцвел с 2010-го. Как раз когда мы получили ЧМ-2018. И упустили столько лет для переустройства.

Тогда было недосуг: денег много, надо осваивать. Теперь денег намного меньше, а футбол менять уже некогда.

Я, конечно, погорячился, когда сразу после финального свистка в позорном матче с Катаром задал риторический вопрос: есть ли способ, чтобы сборная России вообще не играла на ЧМ-2018? Но ведь единственного своего выхода из группы, а потом и в полуфинал на больших турнирах со времен распада СССР наша сборная добилась именно после того, как пропустила ЧМ-2006. Да еще и с "ночным позором".

Неужели снова требуется унижение?

Неужели, чтобы наш футбол стал принципиально другим, нужно проиграть на домашнем чемпионате мира все три матча в группе?

72
  • СпортМэн

    Ну вон сколько спецов повыперло.Суть только одна,деньги.Пилить,рвать и хватать пока есть возможность.Ни каких лимитов.Лимит только в деньгах.Не нравится,пожалуйте за границу.Сейчас можно.Остальное от лукавого.На стадионах пусто.Спрашивается,за что им платят?

    18.11.2016

  • serZheo

    rowkein____ Все на самом деле просто: 1 - ужесточение лимита до 3 человек (по одному в линию),2- совместно с качеством. (и не всякая сборная, вроде Ганы достойна) Конкретнее - легионеры - уровня Халка, от остальных пользы нет, один вред. 3 - Убирать бюджет нельзя, ибо нет желающих финансировать спорт №1. 4- Разговоры "ищите спонсоров" не подходят к футболу, это не домино во дворе с соседями, это лицо государства на мировой арене. 5- открытие рынка для жуликов из-за рубежья приведет к удовлетворению интересов этих самых жуликов, но не народа страны.

    17.11.2016

  • rowkein

    Все, на самом деле, просто: а) отмена лимита в том виде как сейчас б) введение лимита качества на легионеров (только игроки сборных), в) прекращение финансирования футбольных клубов государством (только частные спонсоры или корпорации с гос. участием, но не бюджетные средства), г) перевод клубов на самоокупаемость: хотите жить - ищите спонсоров, которые вложат средства в ваш клуб-проект, д) открытие рынка российских команд для иностранных инвесторов - тайских, американских, корейских, брунейских - кого угодно е) обязательное развитие академий, ж) понижение уровня зарплат... Можно дальше продолжать, но это основные действия. Без них результата не будет.

    17.11.2016

  • Mao11

    В конце 90х начале 2000х в России еще оставались футболисты любившие футбол и преданные одному клубу,сейчас футболисты любящие футбол, а не бабки в нем гуляющие отсутствуют и даже очень талантливые из росс. футболистов попадая в любой клуб заключают контракт по которому сопляк покупает себе ламборджини , особняк, модельку для кайфа в постели и ему становится глубоко насрать какие надежды вся страна возлагает на него он все от жизни получил и пошли все на...,а тот кто считает что так пишут из зависти тот самый подлый мерзавец, из-за таких наш спорт и в первую очередь футбол загибается,потому что ему не знакомы слова и понятия честь совесть, стремление к победе спортивный принцып т.е... его интересуют именно бабки.

    17.11.2016

  • AGA

    Черчесов всем журналистам "тыкал", к нему все обращались на "вы"? Почему хамство терпели?

    17.11.2016

  • AGA

    "Сильный мужик" Черчесов не сможет, только КББ может что-то изменит

    17.11.2016

  • King's Bounty IIII

    Находите время всякую ерунду смотреть, господа бездельники - пенсионеры :)

    17.11.2016

  • traveller09

    Инквизитор 2013-9 Meddle Инквизитор 2013-9, привет! А ничего особенного не происходит, пожинаем плоды... /// М-да... И так спокойно... как будто у тебя лопатник подрезали в трамвае!))) А я пожалуй буду с футболом завязывать.... Шахматы, покер, домино, тренька... Красивая жена, дети, внуки.... что ещё нужно человеку для старости?) 14:20 ----А как же нарды с префом?!

    17.11.2016

  • Инквизитор 2013-9

    Meddle Инквизитор 2013-9, привет! А ничего особенного не происходит, пожинаем плоды... /// М-да... И так спокойно... как будто у тебя лопатник подрезали в трамвае!))) А я пожалуй буду с футболом завязывать.... Шахматы, покер, домино, тренька... Красивая жена, дети, внуки.... что ещё нужно человеку для старости?)

    17.11.2016

  • Айл би бэк

    Да всё ясно, нет нормального чемпионата - нет нормальной сборной, у меня всё. По-больше матчей Урал - Терек и Россия выпадет и сотни.

    17.11.2016

  • Инквизитор 2013-9

    Гаттузо зол! Meddle /////Начал смотреть. Девочка боксер еще выдержал, потом увидел 3-х летка на мопеде и дальше смотреть не стал. Слащавая неестественная передача, напомаженный галкин, тьфу мерзость. Делают из детей игрушки на потребу толпы. Это была передача, как малышкам в 4-7 лет накачивают губы силиконом и все такое чтобы эти девчушки попадали в глянцевые журналы или в ролики инет. Считаю ,что за такие передачи надо сажать, как и за трансляции боев детей в ММА. Не стал смотреть. /// 100 в гору! И почему не те едут в Правительство страны из Питера?

    17.11.2016

  • Meddle

    Гаттузо зол! Meddle /////Гата Камский тоже рекорды в шахматах по возрастным достижениям ставил, даже Каспарова опережал. Но Каспаровым так и не стал, хотя был очень сильным гросом входившим в десятку. 14:05 ==== Да, точно. Спасибо, что напомнил о нем. Да я и не говорю, что этот мальчуган станет событием. Просто сегодня от достоин восхищения, даже изумления. Для меня, по крайней мере.

    17.11.2016

  • Пидар гнойный

    Meddle /////Гата Камский тоже рекорды в шахматах по возрастным достижениям ставил, даже Каспарова опережал. Но Каспаровым так и не стал, хотя был очень сильным гросом входившим в десятку.

    17.11.2016

  • памирец

    Игорь, Вы написали замечательную статью, к которой трудно что либо добавить. Жаль, что не могу задать вопрос: почему Черчесов вам, как и всем журналистам "тыкал", хотя к нему все обращались на "вы"? Почему хамство терпели? Поведение Черданцева при проведении шоу - вообще за гранью.

    17.11.2016

  • Meddle

    Инквизитор 2013-9, привет! А ничего особенного не происходит, пожинаем плоды...

    17.11.2016

  • Meddle

    Гаттузо зол! По передаче соглашусь, фарсовая. Но мальчик стоит того, чтобы им полюбоваться. Не понимаю, откуда в этой трехлетней голове все это появилось. Не знаю, что будет с ним дальше, но сегодня это чудо природы.

    17.11.2016

  • Инквизитор 2013-9

    Meddle /// Привет, сокопытник! Ну и?(карпинское). И как? И почему? И зачем? Я не ведун, но... Этот крах был читаем... и в сборной, и клубе! Но НИКТО не хотел это слышать!!!! Получили? Получили... А Игорёшка пусть пишет второй том про тренера с его двора....

    17.11.2016

  • King's Bounty IIII

    МачоМэн а мне думается что если травмы не будут - то нормально с черчесовым выступим на ЧМ 2018 ___________ Да ! Куда поедешь на ЧМ: в Ростов или Сочи ?

    17.11.2016

  • Пидар гнойный

    Meddle /////Начал смотреть. Девочка боксер еще выдержал, потом увидел 3-х летка на мопеде и дальше смотреть не стал. Слащавая неестественная передача, напомаженный галкин, тьфу мерзость. Делают из детей игрушки на потребу толпы. Это была передача, как малышкам в 4-7 лет накачивают губы силиконом и все такое чтобы эти девчушки попадали в глянцевые журналы или в ролики инет. Считаю ,что за такие передачи надо сажать, как и за трансляции боев детей в ММА. Не стал смотреть.

    17.11.2016

  • Meddle

    Гаттузо зол! Мальчонку шахматиста так и не посмотрел?

    17.11.2016

  • Инквизитор 2013-9

    Гаттузо зол! /// Привет! То он тут напИсал, ростовские бабуси-ягуси ужо давно перетёрли под семечки!))) А про проблемы молчок, выгонят!)))

    17.11.2016

  • Meddle

    Гаттузо зол! Meddle /////\Скажу тебе по секрету- это я всех открыл. Рубин и Костровский их довели до ума, а потом Дед их стал ставить в основу. Факт. А Быстрова я еще в детском саду приметил ,когда у меня была дача в Луге. 13:38 -------- Верю.

    17.11.2016

  • serZheo

    hant64___ Как выяснилось, 70% населения с тобой не согласны (по факту больше, ) Так же как и ты, люди помнят времена СССР, так что никто ничего не путает. И последние 10-20 лет развала в расчет никто брать не станет.

    17.11.2016

  • МачоМэн

    а мне думается что если травмы не будут - то нормально с черчесовым выступим на ЧМ 2018

    17.11.2016

  • Инквизитор 2013-9

    King's Bounty IIII Да, НОРМАЛЬНО выступили. Забыли как от счастья в соплях были от выхода нашей сборной во Францию ?? А когда сравняли счет с Англией ?? Спасибо Лене за это. ps. Бомжей геть из сборной. Вот Ростовско-Спартаковская сборная само то ! /// Привет. Эка тебя торкнуло!))) Ты ысчё про "Спартак"(Ростов-на-Дону) и "Ростов" (Москва) расскажи!))))

    17.11.2016

  • Пидар гнойный

    Инквизитор 2013-9 /////Такой огромный опус ,видимо ,почти никто полностью и не читал, а смысл. В конце про некролог вот прочел. Тут скорее на писать посмертный эпикриз.

    17.11.2016

  • Пидар гнойный

    Meddle /////\Скажу тебе по секрету- это я всех открыл. Рубин и Костровский их довели до ума, а потом Дед их стал ставить в основу. Факт. А Быстрова я еще в детском саду приметил ,когда у меня была дача в Луге.

    17.11.2016

  • Инквизитор 2013-9

    А-ха-ха!!! Гуру русской журналистики набрал.... аж 47 коменов!!!!))) Теперь месяц будет висеть на главной, а то на мацу не хватит.... бедный...))))

    17.11.2016

  • King's Bounty IIII

    Да, НОРМАЛЬНО выступили. Забыли как от счастья в соплях были от выхода нашей сборной во Францию ?? А когда сравняли счет с Англией ?? Спасибо Лене за это. ps. Бомжей геть из сборной. Вот Ростовско-Спартаковская сборная само то !

    17.11.2016

  • Meddle

    карфагенянин MegaBizon ты ещё маленький и не помнишь.Пал Фёдорыча мутко уволил за то, что он на некоторые позиции хотел игроков докупать, и потом при морозове стал играть питерский детсад. петржелы тогда ещё не было 12:59 ------- Маленький, да удаленький. Не знает, не помнит, но уверенно излагает. )) А по статье, даже с учетом склонности Игорьяклича к мелодраматизму, после ее прочтения - пустота. Как много написано, а в памяти только ох, да ах. Ну еще немного претензий на критику...

    17.11.2016

  • hant64

    serzheo hant64____ Ты либо не из этой страны, либо не понимаешь что Россия - это не Катар.-------------- Угадал, я родом не из этой страны, из СССР, но в 1991 году попал в другую страну, в Россию. И, если футболом сборной СССР можно было часто гордиться, то футболом сборной России можно только разочаровываться. И, если кто считает за великое достижение бронзу 2008 года, я к таковым не отношусь, ибо этой бронзе предшествовала последняя в группе позорнейшая игра с Андоррой, в которой на последних минутах при счёте 1:0 Кержаков у чужого флажка, вместо того, чтобы продолжать атаковать, забить второй и снять все вопросы, судорожно прижимал мяч к этому флажку. На это было противно смотреть, а в свете того, что в параллельном матче творили хорваты на Уэмбли, было противно вдвойне. Ну а все остальные позорища нынешней ( и в недавнем прошлом) сбороной России Рабинер перечислил в статье, нет нужды повторяться. А величие страны и величие отдельно взятой команды по всего лишь одному из многочисленных видов спорта (даже по № 1 в мире), смешивать и путать всё же не надо.

    17.11.2016

  • карфагенянин

    MegaBizon ты ещё маленький и не помнишь.Пал Фёдорыча мутко уволил за то, что он на некоторые позиции хотел игроков докупать, и потом при морозове стал играть питерский детсад. петржелы тогда ещё не было

    17.11.2016

  • СашаРичагин

    А кто-то пел, соловьём разливался, когда его приятеля Слуцкого назначили главным тренером сборной. Потом второпях - этот же человек издал книгу про "тренера из соседнего двора" - трогательную такую. Потом, после позорного провала на Евро, ничуть не смущаясь, этот же человек объяснял, что это всё нужно было, чтобы Леонид Викторович приобрёл, пусть горький, но ценный опыт. Что он от этого станет сильнее - и потом, через много лет, вернётся в сборную: и вот тогда уж точно выиграет всё. И т.д., и т.д. И кто это был? Не Игорь ли Рабинер?

    17.11.2016

  • PitersS

    Деньги помогают умным, а дураков, только, портят- что с футболом и случилось. Наш футбол в собирательном образе-"дурак", который не имея мозгов тычется наугад в разные стороны, не умея анализировать, предвидеть, рассчитывать и, просто, думать.. Но наш "дурак" не просто дурак, а с амбициями, которые не позволяют ему стоять в сторонке и сопли жевать, а ему надо, еще, и свои дурацкие идеи озвучивать и навязывать. Наш дурак увидел, что в теплых странах играют осень-весну и повез эту идею в наши зимние просторы, заверив, уж, совсем дураков, что будут построены манежи. Один строится в Питере-давайте таких и по Сибири-Урале настроим. Менять форму, тоже, хорошая идея-нет игры красивой, так пусть на пеструю форму любуются-подиумы, гламур-тут и шампанское к месту. Нынешнее образование и все институты духовного воздействия направлены на оболванивание народа, что в футболе, уже, произошло. Пожалуй, мы сейчас и живем, как в футбол играем, но, по той самой дебилизации, уже не замечаем. Нету причин, по которым футболисты должны играть хорошо. О патриотизме, даже, и заикаться не буду, но и деньги им платят не за хорошую работу, а по зарплатной ведомости; самим стремиться к совершенству, как существам духовным-не думаю, что они понимают, что это такое. Из удали?-да кому теперь она нужна-это так негламурно. Зверевоподобные с обтатуированным телом-герои нашего времени.

    17.11.2016

  • traveller09

    Игорь Рабинер накатал очередной винтажную нетленку. Всю статью осилить не смог, каюсь. Но вот одна из его строк: "По сути наша страна в самые тучные годы потратила футбольные миллиарды на трансферные понты и "распилы"." Г-н, Рабинер, ну какая НАША СТРАНА?! Есть всего лишь небольшая кучка кровососов, которые к стране не имеют никакого отношения. И почему только сейчас о распилах заговорили? Или сейчас в свете последних событий дали команду сверху писать много и рьяно о коррупции? А до этого с десяток лет никто ничего не замечал?

    17.11.2016

  • serZheo

    hant64____ Ты либо не из этой страны, либо не понимаешь что Россия - это не Катар. И уровень наших спортсменов должен быть всегда высок, положение государства на мировой арене обязывает. Поэтому и голосуют люди именно так и никто никогда не погласится с нынешнем положением дел. Скорее сборную действительно распутят чем народ смирится с понятием Буркина Фасо.

    17.11.2016

  • tarkys

    Лимит, календарь и превращение наших клубов в прачечные по отмывке денег, дали результат, поколение практически потеряно, тренеры привыкли к такому футболу, в Европе показали силу наших лидеров, значит руководители футбола, или смотрят куда то глыбже, где результат сборной например, несущественен для их интересов, или элементарно не в "теме", видят что то, только им понятное, выглядят они, эти руководители, бодро, свежо и оптимистично.

    17.11.2016

  • MegaBizon

    Рабинер такой Рабинер, когда его уволят уже, он уже и факты начинает перевирать. В Зените Аршавина, Быстроа и т.д. открыл не Морозов, а Петржела. Все то он тянет на российскую сторону... А Черчесов тренер времянка - он еще и пересрется с игроками сборной, только Бердыев сможет что-то сделать.

    17.11.2016

  • hant64

    Умиляет голосовалка, где 2/3 голосовавших утверждают, что год для сборной был провальным. Столько неадекватов может быть только в России. В чём провальность года? Ах, ну конечно же, сборная России, будучи явным фаворитом Евро 2016, не смогла выйти из группы, а вдогонку проиграла два товарняка. Или у сборной России есть за спиной великая история - она многократный чемпион мира, Европы? И нынешние поражения просто позор? И только шесть процентов голосовавших адекватно понимают силу нашей сборной. И место её в мировой табели о рангах - оно в данный момент как раз во второй полусотне, и пресловутый рейтинг ФИФА здесь ни при чём совершенно, не менее (а скорее всего, более) пятидесяти команд в мире будут в матче с нашими фаворитами.

    17.11.2016

  • Mao11

    Сейчас в России футбол высших достижений практически перестал существовать. У нас нет нападающих думающих на поле с голевым чутьём( это понятие вообще ушло из лексикона и тренеров и игроков) и умеющих обыгрывать в обе стороны, а так же с ударом с обеих ног,только такие нападающие становятся иногда звездами мирового уровня за исключением редчайших алмазов в Бразилии и Аргентине. Про защитников вообще могу сказать следующее когда то у моего хорошего знакомого сын занимался в футбольной академии и когда его отчислили отец поехал разобраться и тренер ему сказал нам нужны новые Аршавины и Кержаковы, а ваш сын стоит у своих ворот и не пропускает чужих нам такие не нужны!!!!!!!!!!!!! И такое повсеместно, не готовят защитников с детского возраста. В детских командах защитники не нужны вот и все, конец футбола.

    17.11.2016

  • AGA

    "Сильный мужик" Черчесов не сможет, только КББ может что-то изменит

    17.11.2016

  • Инквизитор 2013-9

    UrodbI (Pa3baHeH Docpo4Ho) а чего-нибудь в этой стране, кроме инфляции, коррупции и смертности еще растет? /// Налоги! Количество ДТП и суицидников... продолжайте господа-товарищи. Что ещё?

    17.11.2016

  • Mao11

    Потолок зарплат интересует меня не больше чем мадам Волочкову,а про легионеров могу сказать, что что бы их приглашать надо для начала понять а надо ли вообще ведь приезжая к нам они (легионеры)деградируют и становятся не конкурентными на какое то время у себя,поэтому надо разбираться в своем хозяйстве самим и не валить все не легионеров оне не волы.Наши играют в евротурнирах и часто к нам приезжают сильные команды вот там и смотрите сильных игроков мирового уровня. По мне так футбол это противостояние двух команд кто больше забьет тот и выиграл,а не кто лучше отстоит свои ворота, большая разница. Во всех серьезных чемпионатах в талице при равенстве очков первой ставится та команда которая забила больше голов, а у нас больше побед одержавшая и поэтому наши команды забив гол очень часто начинают тянуть время,вместо игры и неприятно становится все это смотреть,это не футбол, а навозная куча,когда на евро 2008 наши обыграли Голландцев все радовались а моя реакция была такая ,а что вы радуетесь надо сравнивать нас и Испанию и следующий матч показал что ка сидели мы в заднице так и сидим и нам ничего не светит,не может сборная России играть на высшем уровне полностью весь турнир так как в чемпионате проходные матчи через раз и где то игроки не дорабатывая выигрывают на классе и привыкли все время это повторять поэтому мобилизовать себя морально не могут и главное зачем им это, ведь зарплата миллиардная если на рубли считать она больше не станет и зачем ломаться когда еще несколько лет можно жировать бездельничая на поле..

    17.11.2016

  • Angeldust

    Черчесов совершенно нулевый тренер, с очень горским подходом - гонор, философские, абстрагированные от дела, высказывания, очень обобщенные, словно клише, фразы, отчаянная попытка нагнать пафоса, авторитета. Но где мысль, где игра? Даже если команда слаба по исполнителям, у нее должно что-то просматриваться, какая-то модель, какой-то вектор. У Саламыча кроме громких слов и нерпошибаемого лица в духе "все знаю, вы у меня заиграете" ничего нет.

    17.11.2016

  • Mao11

    Нашей стране как воздух нужна конкуренция в спорте, только не договорная, а реальная и тогда мы сможем получить реальную картину происходящего,а реальность такова нас сегодняшний момент только Зенит может еще кое что в Европе показать и где хваленый Ростов. Если на игру команды влияет уход из неё в др. клуб одного или двух футболистов то о силе команды говорить очень и очень рано. Вот к примеру Рубин где он сейчас, а обыгрывал Барселону,а Ростову обыграть Барселону это как на Марс слетать, нереально, про Зенит могу правда тоже самое сказать и получается что наш футбол супер посредственный и миллиарды и триллионы рублей выделяемые на него лучше бы отдали детям это хотя бы окупится.

    17.11.2016

  • Як Цидрак

    Мао11 /// Я вот не коррупционер, я просто болельщик, который хочет не в следующей жизни, а в этой, ходить на стадион и смотреть хороших легов. Ответьте за Рабинера (если хотите)) - за какую сумму в рублях условный Фернанду приедет к нам играть? И про "честь клуба превыше личных миллионов ни в одной стране мира" это Вы сильно обобщили (не про Ибрагимовича с Фигу будет сказано, да и про откаты семьи Месси). П.С. "Люди как люди, только их квартирный вопрос испортил" (с). М.Булгаков. П.С.П.С. Рабинер просто зарабатывает на жизнь.

    17.11.2016

  • Kostyanayanoga

    Бред сивой кобылы это все. Объясняю лично для Рабинера , вот пример постсоветской Беларуси , которая очевидно не избалована деньгами для футболистов , и что она родила? Одного Глеба за 26 лет? Или Армения которая разродилась Мхитаряном? Украина говорите , так там Шевченко да Воронин и дальше пусто-пусто , как говорит один эксперт. Так есть ли гарантия , что отобрав деньги у футболеров вы получите хороший результат? Ответ - нет . Нужно прежде всего любить дело , которым ты занимаешся , в данном случае футбол , и отдаваться ему полностью , тогда возможно прийдет результат , а возможно хороший результат и уж очень редко ,но тоже возможно как в случае с тем же Шевченко , отличный результат . А все эти высосанные проблемы которые якобы вытекают из переходов осень -весна или наоборот , это от лукавого , это искать черную кошку в темной комнате .

    17.11.2016

  • Нубяшка

    и тут Остапа панесло

    17.11.2016

  • Mao11

    lev48____ Зависть штука плохая,ни в одной стране мира нет провинциальных реалов и барселон,а только столичные ,но играют они всегда с повышенной мотивацией, неважно в каком матче,против любой команды,у них честь клуба превыше личных миллионов которые еще не заработаны,ведь в любом матче может произойти травма завершающая карьеру футболиста,там на западе понимают и любят футбол у нас любят деньги получаемые в футболе,в этом огромная разница между нами. Футболист обязан уметь делать любые действия с мячом как с любимой девушкой, а не как со злобной собакой которая цепляет за ногу. У нас произошла ужасная барселонизация в худшем варианте, когда мяч командой держится для набора ттд, а не для игры в футбол и во многих случаях отыгрыши мяча назад и в сторону просто так, абсолютно бестолковые и ничего не дающие в плане игрового преимущества не оправданы вообще.По поводу зерплат уже противно писать потому что только коррупционер может встать на защиту подобных баснословных доходов у игроков которые не умеют останавливать мяч и закрывать его корпусом, когда нападающий не видит куда он направляет мяч,нанося удар по воротам раньше в сборную таких нападающих не брали никогда, когда защитник считается хорошим если стелется в подкатах(во всем остальном мире хороший защитник тот, кто без подката может отнять мяч). И самое главное:- Пора перестать считать зарплаты футболистов в долларах и евро,считайте только в рублях и получиться что зарплаты футболистов нашей страны в посредственных клубах РФ превышают все мыслимые и немыслимые величины и не надо сопли распускать по поводу бедности футболистов на местах то то они все ездят на жигулях и снимают жилье у государства.

    17.11.2016

  • rewisor

    "в нашей национальной команде – полная кадровая деквалификация, отсутствие какого бы то ни было выбора. Сколько ни тасуй колоду – одни "семерки" да "восьмерки". В лучшем случае – пара-тройка "валетов", а теоретически самый талантливый, вечно молодой-перспективный, хоть ему на ЧМ-2018 будет уже 27, по характеру – дама..." - абсолютно точное сравнение, особенно про даму:)

    17.11.2016

  • Як Цидрак

    Скажу коротко. Опять графоманство. Слова, букфы... Игорь, вот Вы для кого пишите? Ответ - для себя. Посмотрите комменты, 90% со мной солидарны, на остальные 10 приходятся футболы_2018. Ладно вопрос: если установить потолок зарплат, то на легионеров он тоже должен будет действовать? И сколько условный Фернанду должен получать? И поедет ли в " o, those russians"? Если не поедет, то будет как в КХЛ - все разбежались.

    17.11.2016

  • Фуля

    Ерунда какая-то. Какой обвал? По матчДОМ2 тв спортчаки-орзулы от счастья захлебывались после эпохальной победы над румынами.

    17.11.2016

  • defender_8

    Забанили. Браво!

    17.11.2016

  • defender_8

    Пареньку с Урала. Сначала о статье Рабинера. У автора есть чёткая позиция по всем аспектам формирования и игры сборной в тех рамках, которые позволительны для такого издания как Спорт-Экспресс. Обратите внимание, что газета ни разу не выступила с редакционной статьёй о допинговом скандале и не допуске трети сборной на олимпиаду. В основном шло обсуждение крикливых заявлений прыгуньи с шестом. Теперь о Черчесове. Вспомните состав Динамо при его тренерстве. Это была конфетка, из которой можно было вылепить чемпиона страны. И что произошло. "Сильный мужик" Черчесов, как его прозвали некоторые болельщики, фактически провалился. Я даже позволю себе такое предположение, что его начали "сливать". А сливают, как известно, неуживчивых автократов, людей с завышенными амбициями, более всего пекущихся о своём "авторитете". Летний кризис сборной настолько "подкосил" уверенность отечественных тренеров, что при выборе тренера сборной, сильные тренеры замахали руками (только не я) и пирожок достался случайно освободившемуся тренеру Черчесову. Мы не услышали от него ни одного путного слова о модели (моделях) игры сборной, целях, тактики, стратегии. В основном он коснулся реформы наиболее употребимой футбольной и не футбольной терминологии. "рабочие моменты, контрольные встречи", ну и прочее. "Сильный мужик" Черчесов не способен ответить на прямо поставленный конкретный вопрос, мстит Денисову (в этом его слабость), и, как мне кажется, не знает, что делать. Да, наш футбол в яме. Я не жду самоочищения. Футбол должен перейти под контроль общества. Добрые намерения отдельных личностей будут сломлены ватагой присосавшихся вампиров. Примеров масса. Закрытые бюджеты, теневые спонсоры, сомнительные сделки, бесцеремонное жонглирование тренерами. А случайные президенты клубов - это отдельная песня.

    17.11.2016

  • Димитрий999

    "А как же Коста-Рика? – спросите вы. – Или Алжир, или Исландия? Почему они так здорово на "мире" и Европе сыграли?" - наверное от того что они в отличии от нас, вспоминая героическое прошлое, не считают что уложат кого то на классе, а рвут жилы выполняя установку тренера, на дисциплине, концентрации и морально волевых...

    17.11.2016

  • Пятачок

    Рабинера понесло. Плотят то за коликчество. Вот и наваял. Самое толковое из всего этого словесного недержания это то, что платить нашим футболистам надо ровно столько, на сколько они играют. И лет через 20 ситуация станет лучше.

    17.11.2016

  • Рабинер,ты прав насчёт зарплат наших футболистов в соотношении с качеством игры в РФПЛ,отсутствием спроса на российских игроков в Европе и их нежеланием туда ехать.Об этом знают все,даже домохозяйки.Но не все знают,почему это происходит,хотя многие догадываются.Главное,надо разобраться,какие клубы имеют своих хозяев,кто они,и из чьего кармана выплачиваются игрокам миллионные зарплаты в евро при такой низкой посещаемости (10-12 тысяч ) на каждом матче и в большинстве унылых,посредственных играх?Ведь всем понятно,что в Европе,да и во всём мире,настоящие хозяева клубов давным-давно бы разорились,выплачивая по 4-5 миллионов евро игрокам за такую игру с такой посещаемостью.А в России почему-то процветают.Подытожу то,что всем известно-во всём виновато государство,которое через Газпром,ВТБ,РЖД,Россети и другие скрытые структуры делает миллионные вливания в клубы,причём не по принципу "всем сёстрам по серьгам",а с явным перекосом в пользу столичных городов(Питер-северная столица).Туда же включили и питерский хоккейный клуб СКА. Провинциальные клубы влачат жалкое состояние.Какая здесь справедливость и как может развиваться профессиональный футбол в таких условиях и как собрать боеспособную сборную,если одни не могут-провинциальные клубы из-за отсутствия средств,а другие не хотят- игроки столичных клубов,имеющие русские паспорта.Я считаю,что если государство не пересмотрит свою позицию к столичным клубам в отношении финансирования за государственный счёт,ничего в нашем футболе не изменится,а если изменится,то только в худшую сторону и на домашнем ЧМ18 сборную России ожидает полное фиаско-не помогут даже судьи.

    17.11.2016

  • ak-09

    Кутепов,Кутепов...,а что Кутепов показал в матчах с Катаром и Румынией?Ничего.Медленный,неповоротливый защитник,с отсутствием хоть какой-нибудь скоростью.Матч с Уфой это наглядный пример.

    17.11.2016

  • Инквизитор 2013-9

    Начал читать... вспомнил про вторую древнюю профессию аФтара и бросил газетёнку.

    17.11.2016

  • Митяй

    Долго на сей раз Игорь Яковлевич свой опус ваял, зато в результате вывалил даже не статьищу, а целый роман-эпопею )) Всё читать я естественно не стал, а, как обычно, просто пробежался глазами. Но несколько правильных моментов таки уловил. Полностью разделяю мнение автора насчёт кучи бабок выкинутых на всякий непотреб типа Одувана. Единственное, я бы ещё добавил прямым текстом (раз уж пошла такая гулянка) на чьи бабки были куплены халкошницели. Ну и про Коко - в точку! Можно было, конечно, и перефразировать немного, но цензура, толерастия и т.п. вещи. Так что сойдёт!

    17.11.2016

  • Эдуард

    Это результат работы детских футбольных школ в последнее десятилетие!!!

    17.11.2016

  • liti

    Интересно а кто скажет сколько за последние 10 лет Россия вбухала в спорт!? И где отдача?Скорее в карманах разных чиновников от спорта и около спортивных! Один Капелло чего стоил нам?!Весь мир смеялся над нами!

    17.11.2016

  • alex lav

    Ну назвал бабой, ну и что? Только эта баба получает 900 тысяч рублей в день, а Рабинер - на порядок-два меньше. А Кокорин слушает, да ест))

    17.11.2016

  • Серый. За красно-синих.

    Статья ни о чем. Что-то новое сказал? Что-то новое открыл? Про тупиковую ситуацию в футболе с надеждой на будущее? А ничего, что у нас полнейшая стагнация в футболе лет восемь? Согласен, будущее есть. Так оно может наступить и через 2 года, и, с таким же успехом, через 20. Короче, воду в ступе гоняете только. Хотя, что еще остается?

    17.11.2016

  • Friend of Misery

    Кокошку бабой назвал. Теперь пора запеть : с Павликом пить, с Кокориной пить...

    17.11.2016

  • Vorlod

    Ну побарахтаются еще 2-3 года в донном иле , потом всплывать начнут . С одной стороны не совсем в удачное время домашний ЧМ заказан , с другой - мы бы туда просто не попали . Представьте себе попадание из третьей корзины в группу с Италией и Испанией .

    17.11.2016

  • AID1980

    Рубин в четвертьфинале Лиги Европы играл в 2013 году, а в 2015 - Зенит.

    17.11.2016

  • Инопланетный разум1

    За Кокорина-даму плюс Рабинерчику.:)

    17.11.2016

  • gogol_mogol

    Просто поразительно: уровень профессионального журналистского мастерства Рабинера за последние годы падает еще стремительнее, чем уровень игры сборной по футболу!!! Видимо, в этом спортивном издании он уже забронзовел, и никто не смеет его материалы как следует отредактировать... Насколько же бездарен материал, опубликованный выше! Безо всякой внутренней логики в общую кучу смешано все - цифры, факты, в основном, притянутые за уши, банальности, казуистика... Стыдно перечислять! Это все равно, если бы кулинар приготовил для Рабинера блюдо (в одной тарелке!), состоящее из: докторской колбасы, сгущенного молока, маринованной селедки, копченого мяса, меда, малинового варенья, сала, кильки в томатном соусе, соленых огурцов, молока, шоколада, жареных семечек, арбуза, растительного и сливочного масла - и все это посыпано обильно солью и перцем... В отдельности каждый из перечисленных продуктов - полезен, но в таком смешанном составе - вряд ли... Некролог по поводу журналистского мастерства автора составлять не стану, но, право, Рабинера еще более жаль, нежели Кокорина! Ведь автор, в свое время, уже кое-чего добился и написал несколько неплохих статей... Или, быть может, он уже Березуцкий? Чего-то добился, чего-то хочет, но уже не в состоянии?! Такое впечатление, что у автора в организме что-то очень сильно болит: слишком много в статье негативного! При всех обстоятельствах, нельзя быть таким злым!

    17.11.2016

  • NF

    Открытие Америки продолжается. Общий итог развития футбола в стране был очевиден уже после Евро-2012, даже после Марибора все было еще не столь очевидно, принималось за чудовищную случайность. С учетом того, что я сам не раз говорил, что клубный футбол 10-летней давности в нашей стране, футбол первой и, отчасти, второй половины нулевых был на порядок интереснее и сильнее. Кроме того, это было еще время не шибко высоких зарплат, ограниченных средств, какой-никакой, но умеренности. Трансферы Кавенаги, Данни, Тимощука и Ко в то время были реально громом среди неясного неба. А после 2010 года подобные бессмысленные пиры и транжирный бег на перегонки стали обыденностью. И результат предсказуем: два еврокубка и частые выходы в плэй-офф Лиги Чемпионов в нулевых. Я помню из книги Рабинера о "Зените" момент, когда клуб взял еврокубок, и руководство клуба ставило цели взять 3(!) еврокубка, в том числе и Лигу, за десятилетку. Еще тогда, когда я читал рабинеровскую книгу, мне это показалось банальным понтовством и позерством, что время лишь подтвердило. И, как показывает нынешняя ситуация, тренерский корпус страны тогда не был настолько отсталый, как тогда же утверждалось. А что сейчас? Можно вспомнить хоть кого-то вменяемого, окромя заслуженных, которым скоро на пенсию? Тот же Слуцкий, помимо клубных проблем, просто в духовном кризисе после Евро, отчего выход книги Рабинера о нем выглядит еще более поспешным и несвоевременным. Хотя бы до конца Евро бы, что ли, подождал. И что и где сейчас? И толку-то от тех же рассуждений Рабинера. Можно сколько угодно продолжать открытие Америки там, где для простого обывателя все давно было очевидно. Уже бесконечное число раз указано, что упущены время и ресурсы, вместо тучных лет пришла засуха. Плюс власть явно охладела к спорту из-за допинга и репутационных потерь. Это видно хотя бы в плане отношения к подготовке крупных соревнований. При всех проблемах, в том числе коррупционных, с Олимпиадой в Сочи, тогдашние скандалы не достигали такого пика, как ныне, большими усилиями и ценой, но везде, в целом, успевали все построить и обустроить. А ныне что? Крестовский батут в лихорадке, коррупционные скандалы гремят по полной, ясности касательно судьбы объектов после ЧМ вообще никакой ( кто-то верит, что стадионы всегда будут полные?), нового вменяемого поколения игроков для сборной не видать, на самом чемпионате "сборную" ждет эпичный позор, и это очевидно уже давно. Толку-то от всего этого? Для кого этот "праздник" души будет? Смысл тратить столько ресурсов, если на развитие спорта они не окажут никакого влияния? Кроме того, что некоторые клубы построили себе стадионы, которые, по примеру "Локомотива", должны были построить еще 10 лет назад в те же сроки и примерно по той же цене, что стадион в Черкизово. Ну и в полдюжине других городов появятся стадионы, которые будут всегда пустые. Понятно, что это уже вопрос репутации и недопущения очередного позора, и все будет продолжаться, пусть и скандально. Но лично я помню, как это все начиналось еще 5-7 лет назад. А именно с лозунгами, песнями, плясками, клятвами и обещаниями великой победы, или значимого успеха (Фурсенко все помнят?) и т.д. А результат, опять же, предсказуем. Лозунги, лозунги, лозунги. Коммунисты ими, порой, тоже страдали, но и вопрос решали, чему подтверждение - советский спорт с его достижениями и успехами, которые мы ныне на себя примериваем, поскольку "правопремники". А спортсистема сломана, и не только в футболе. Тот же бобслей после Сочи в глубоком упадке. А Мутко навострился только легионеров натурализовывать, пытаясь дешево проблему решить. Так что нет, товарищи и дамы, смысла открывать сейчас америки нет, ибо все было очевидно давным-давно. Вот только возможностей что-либо исправить глобально и, тем более, быстро никаких...

    17.11.2016