– Вы к нам с самолета. Откуда прилетели? И матч "Реал" – ЦСКА посмотрели?
– Был в Катаре, на саммите, организованном ФИФА. Встречались с представителями национальных федераций. Потом был футбольный турнир – от нас играл Александр Алаев (и.о. президента РФС. – Прим. "СЭ"). После него мы вместе с белорусами, украинцами и молдаванами посмотрели игру.
– Украинцы из ФФУ?
– Да.
– И что, они порадовались победе ЦСКА?
– Да, очень. Футбол – вне политики. Потом еще посмотрели, как "Шахтер" с "Лионом" играл.
– Какие решения были приняты на саммите?
– Рассмотрели три важных вопроса – мировая Лига наций, реорганизация клубного первенства мира и ВАР – до нас довели информацию о том, как должно происходить внедрение системы.
– Какое у РФС мнение по поводу мировой Лиги наций?
– У федераций, входящих в УЕФА, единая позиция. УЕФА считает, что данный турнир может пойти в противовес турнирам, которые проводятся в Европе. Дискуссия идет. Создана рабочая группа, в которую вошли представители всех конфедераций.
Что же касается ВАР, то все объяснили доходчиво. Процесс трудный. В России в этом сезоне система будет использоваться на полуфиналах Кубка и на стыковых матчах. Если же говорить о чемпионате... В Монако, будучи на жеребьевке, я встречался с главой судейского корпуса УЕФА Роберто Розетти. Он однозначно сказал, что нам не разрешат использовать ВАР только на одном стадионе чемпионата. Или на всех, или ни на каком.
– Ваш прогноз: в следующем сезоне в чемпионате России будет ВАР?
– Если смотреть на ситуацию с оптимизмом, то, наверное, может. Но не понимаю пока, успеем ли к старту, или же только ко второй части. Все зависит от готовности видеоассистентов. Насколько мне известно, у нас пока в качестве видеоассистента допущен только Карасев – он проходил специальное обучение, курсы ФИФА. Пока у нас было два или три тренировочных занятия в Краснодаре.
Думаю, что если ВАР будет внедрена, то наличие на стадионе этой системы обязательно нужно прописать в техническом регламенте – в том числе исходя из этого должна проходить сертификация арен. Причем клуб, который выходит в высший дивизион, будет обязан установить ВАР на своем стадионе.
– В числе претендентов на выход в премьер-лигу – "Тамбов", "Томь", "Чертаново", "Авангард". Возможно ли, что какой-то из этих клубов не окажется в премьер-лиге, поскольку у него нет подходящей инфраструктуры?
– Со следующего сезона премьер-лига будет принимать участие в лицензировании клубов. Сейчас определены два критерия, по которым мы будем оценивать команды – инфраструктурный и кадровый. Потом добавится еще финансовый. На последнем общем собрании лиги (прошло 4 декабря. – Прим. "СЭ") была достаточно жаркая дискуссия как раз по поводу инфраструктурных критериев, которые 19 декабря на исполкоме РФС будут закреплены юридически. Было принято компромиссное решение: в сезоне-2019/20 клуб в случае несоответствия данным критериям вправе заявить в качестве основного домашнего стадиона одну из арен ЧМ-2018. Но только на один сезон. Понятно, что "Тамбов", если ему придется играть в Волгограде, потеряет в посещаемости. Но, возможно, это станет подспорьем для того, чтобы руководство региона озаботилось о подготовке материальной базы и реконструкции стадиона.
Это касается и клубов, которые играют в премьер-лиге и сейчас. "Оренбург" ставил перед собой задачу ввести в строй четвертую трибуну на домашнем стадионе. Если не введет, то у него будут проблемы, так как существующая вместимость не соответствует требованиям к стадионам РПЛ даже первой категории.
– Вы на контакте с лидерами первой лиги?
– Из клубов, которые вы назвали, наиболее активно ведет себя "Тамбов". Достаточно давно контактирую с руководством региона и клуба. Вернее, там сами инициативу проявляют. Они знают о существующих трудностях и пытаются их разрешить.
– Вам не кажется, что проведение матчей при минус 15 – это издевательство над болельщиками и футболистами?
– Клубы проголосовали за то, чтобы играть в соответствии с медицинским регламентом. Он был принят исполкомом РФС на основании документов, которые рекомендует УЕФА, и распространяется на РПЛ, ФНЛ и ПФЛ. Там прописано, что при температуре ниже минус 15 матч должен проводиться только в случае согласия обеих команд. Если же температура выше минус 15 – ограничений нет, нужно играть.
– УЕФА специально делает так, чтобы российские клубы последние матчи группового этапа проводили на выезде. В премьер-лиге же в декабре играют в Красноярске.
– По календарю всегда будут вопросы. В начале сезона мы предложили командам из северных городов поменяться с соперниками домашними матчами. Вы сейчас, я так понимаю, говорите об игре "Енисей" – "Ахмат". Игорь Ледяхов, тогда – главный тренер "Ахмата", категорически отказался от обмена с "Енисеем" домашними играми.
Больше такого не будет. Со следующего сезона по решению общего собрания лиги мы будем в "ручном режиме" корректировать календарь в части проведения матчей в регионах с холодным климатом.
– Много говорили о том, что России нужны манежи. Они есть. Но там никто не хочет играть.
– О каких манежах идет речь?
– В Красноярске, в Екатеринбурге.
– Они не соответствуют положению РФС по сертификации стадионов для матчей премьер-лиги. Есть определенные требования основного вещателя – "Матч-Премьер". Эти манежи подходят для матчей команд ПФЛ и детских академий. Но не команд премьер-лиги.
Конечно, болельщикам было бы комфортнее. Но большинство тренеров премьер-лиги скажет, что в этих манежах матчи РПЛ проводить нельзя.
– Но когда переходили на "осень-весна", наверное, было понятно, что манежи не будут стадионами на 20 тысяч зрителей.
– Сейчас задают вопросы – почему нельзя было сделать стадион с крышей? У нас же есть такие. Не будут у нас играть в манежах, не соответствующих требования РФС и РПЛ! Точнее будут, но только если это будут такие арены, как, например, "Олимпийский" или "Юбилейный".
Дело не только во вместимости. Конечно, манеж должен соответствовать определенным нормам и стандартам, в том числе и по безопасности. Есть требования к системе вентиляции, к покрытию. Есть требования технического регламента Основного вещателя.
Кстати, у манежа "Енисея" поле не имеет сертификата РФС для проведения матчей премьер-лиги.
– А был ли тогда смысл в переходе на "осень-весна"?
– Был. Некоторые были против, но большинство – за. Чемпионат сдвинулся только на неделю. Например, первую часть следующего чемпионата хотим завершить 1 декабря. А в марте и раньше начинали. Каждый раз мы обсуждаем календарь. Каждый раз! И во времена Федерации футбола СССР обсуждали. Мы и раньше в марте начинали.
– Начинали. Но не в начале марта, а в середине, а то и в конце.
– Да, но к 15 апреля от полей уже ничего не оставалось.
– Леонид Федун предлагал сократить премьер-лигу до 14 клубов.
– Я за расширение лиги, но это можно сделать только тогда, когда с экономикой у клубов все будет в порядке. Знаете, что сейчас происходит в "Анжи". Сменился руководитель Дагестана. Владимир Васильев входил в ряд институтов футбольных, он знает футбол. Но, к сожалению, на первых этапах его деятельности, наверное, перед ним стояли другие задачи. Ряд спонсоров от "Анжи" ушли. Или поинтересуйтесь, какая сейчас финансовая ситуация у "Томи". Она очень сложная. Очень. Я за то, чтобы клубов в премьер-лиге было больше. Но, повторюсь, у них должна быть финансовая стабильность. Пока не можем найти критерии оценки финансовой стабильности. Письмо от губернатора – это не гарантия, письмо от владельца-частника – тоже.
Недавно мы презентовали совместное исследование с PwC. Для существования клубу минимально нужно 750 миллионов рублей в год. Чтобы неплохо играть – 1,1 – 1,2 миллиарда, чтобы быть в серединке – 1,6 миллиарда. Это примерные цифры.
За счет кого расширяться? У нас есть шикарные арены в Калининграде, Нижнем Новгороде, Волгограде, Саранске. Но все непросто с финансами и у "Балтики", и у "Мордовии". У нас был хороший прецедент – когда "Краснодар" попал в лигу с пятого места. Возможно, если клуб, вышедший в премьер-лигу по спортивному принципу, по каким-то критериям ей не подходит, то надо смотреть на следующий и так далее.
Да, есть предложения сократиться, но, считаю, надо сохранить состав премьер-лиги из 16 клубов. А для увеличения состава участников нужно время. Делать в регионах еще очень много надо.
– Но сокращаться лига в ближайшее время не будет точно?
– Не собираемся.
– Лимит на легионеров. Каким он будет в дальнейшем?
– Клубы остаются при своем мнении: они хотят, чтобы лимит был в заявке. Лига изначально была за вариант "10+15", вы об этом знаете. В принципе, такое мнение осталось и сейчас. Клубы – за то, чтобы конкуренция была естественной, и придерживаются варианта, который рекомендовала в свое время рабочая группа под руководством Михаила Гершковича. На лимит в заявке должны перейти в сезоне-20/21. Но точный формат пока не определен.
– Будут ли качественные критерии для легионеров?
– Жаркие споры идут по этому поводу. ЦСКА вот разгромил "Реал". За армейцев играют качественные молодые иностранные игроки. Влашич, Бекао, Сигурдссон. Так почему бы таких не брать? Зачем ущемлять в правах ребят, которые могут раскрыться, на которых может появиться спрос? На мой взгляд, самый правильный подход к лимиту – "10+15" в заявке, а тренер уже пусть определяет самых достойных в каждом матче.
– У вас есть уверенность, что "Анжи" доиграет сезон
– Есть.
– На чем она основывается?
– Убежден, "Анжи" доиграет сезон до конца.
– При этом гендиректор клуба сказал, что деньги, поступившие от премьер-лиги в качестве кредита, уже потрачены.
– Возможно. Вы должны понимать, что эти деньги мы не отнимали у клубов. Это доход "Анжи" от реализации коммерческих и телевизионных прав лиги. Это их деньги, просто они должны были быть перечислены им до конца сезона в соответствии с графиком платежей.
Учитывая сложность ситуации, общее собрание РПЛ решило поддержать "Анжи", выделив часть средств, предназначенных клубу от реализации коммерческих и телеправ за сезон авансом.
Мы подсчитали, сколько "Анжи" должен заработать по итогам сезона, провели консультации с регионом, с руководителями "Анжи" какие еще есть варианты финансовой поддержки.
Уверен, что команда доиграет сезон. У нас был пример – футбольный клуб "Томь" заканчивал сезон своими воспитанниками. Возможно, "Анжи" тоже будет доигрывать сезон своими воспитанниками.
Олимп-Суперкубок России-2019 пройдет в одном из городов ЧМ-2018
– Есть ли понимание, где может пройти матч за Суперкубок России?
– Мы подняли данный вопрос на последнем заседании общего собрания лиги. Решили действовать по аналогии с ведущими лигами и УЕФА. Многие регионы хотели бы провести у себя игру за Суперкубок, учитывая большое количество прекрасных арен. Наша коммерческая служба во главе с Павлом Суворовым разошлет им приглашения принять участие в конкурсе. Назовем его не тендер, а конкурс. Не буду называть цифры, но, вспоминая и сравнивая наши затраты по проведению Суперкубка 2018, могу сказать – это дорогое удовольствие. Да, в Нижнем Новгороде все было шикарно, но лига потратила много денег на организацию матча – например, на аренду стадиона и безопасность. Посмотрим, какие предложения сделают нам. Но вообще, сколько я работаю президентом лиги, Суперкубок всегда приносил нам доход.
– Есть ли вариант проведения Суперкубка за границей?
– В Катаре, на саммите, ко мне подходили представители местной федерации. Они спросили, не планируем ли мы вернуться к вопросу о проведении матча за Суперкубок у них в стране. Однако общим собранием лиги было решено, что если Суперкубок состоится за рубежом, то только после окончания первой части чемпионата. То есть в декабре – в преддверии отпуска. По-другому никак не выйдет. Если будет достойное предложение из Катара, Китая, или других стран, то мы с клубами согласны рассмотреть эти варианты и сыграть – для популяризации нашего футбола, нашей лиги за границей.
В РПЛ допускают возможность проведения матча за Олимп-Суперкубок за рубежом
– Сколько получил победитель Суперкубка-2018?
– Около 16 млн рублей.
– А сколько получит победитель премьер-лиги этого сезона?
– В районе пяти миллионов долларов.
– По поводу ребрендинга лиги. Вы довольны результатом?
– Да, все нравится. Произошла перезагрузка. И это только начальный этап.
– В апреле вы говорили, что есть идея воссоздать Кубок премьер-лиги, который существовал 15 лет назад. На какой стадии ее реализация?
– Это пока проект. Мы рассматривали его на уровне рабочей группы. Пока это не первостепенная задача. Сейчас очень насыщенный календарь.
– Вам не кажется, что проводить по два матча уже на стадии 1/4 финала Кубка – это перебор?
– Решение было принято на исполкоме РФС. Было даже предложение ввести два матча уже с 1/16 финала. Понятно, что в этом розыгрыше Кубка уже ничего не изменится. На последнем заседании общего собрания лиги клубы обратились к РФС с предложением, чтобы в следующем сезоне по два матча было только в 1/2 финала.
– Выборы президента РФС. Они будут?
– Я могу задать вам такой же вопрос. Я пока не знаю.
– Чего вы ждете от исполкома, который пройдет 19 числа?
– Виталий Леонтьевич будет на нем присутствовать и скажет. Я не могу пока ничего сказать.
– Вы давно с ним общались?
– Накануне матча "Енисей" – "Ахмат".
– По поводу погоды в Красноярске?
– По поводу погоды, манежа.
– Я правильно понимаю, что он…
– До сих пор в теме? Абсолютно в теме, всегда в ней был. Он глубоко погружен в тему футбола – очень мало таких людей.
– Вы хотели бы, чтобы он остался президентом РФС?
– Это некорректно сейчас обсуждать, потому что он и есть президент РФС, просто приостановил свою деятельность. У него еще срок полномочий – 1,5 года, до 2020-го.
– Ваше отношение к тому, что фанаты устраивают Денису Глушакову?
– Мое человеческое мнение – не очень красиво. Это выходит за рамки приличия. Создается впечатление, что это спланированные акции.
– Это вредит имиджу лиги?
– Конечно, вредит. Сейчас в УЕФА директор департамента национальных ассоциаций – серб Зоран Лакович, мой старый приятель. И в УЕФА мониторят все. Произошли некрасивые действия, связанные с игроками, не буду говорить, какими – все УЕФА уже известно. Произошел инцидент с фанатами – и об этом уже знают. Там все анализируют. И, безусловно, то, о чем вы сказали, негативно сказывается на имидже лиги и нашего футбола.
– Мамаев и Кокорин. Вам их жалко?
– Мне жалко их талант. Оба талантливы. И Мамаев, и Кокорин. Как профессионалов, игроков хорошего уровня, мне их жалко.
– А как людей?
– Это публичные фигуры. А за публичными фигурами всегда пристально наблюдают, поэтому их поведение должно быть аккуратным, осторожным, выдержанным. Я считаю, что молодые ребята должны включать голову и помнить, что на них обращают куда больше внимания, чем на других людей.
– Когда узнали об этом инциденте, посмотрели видео, были в шоке?
– Я возвращался с командировки. Когда приземлился, тут же пошли звонки. Связался с Владимиром Хашигом из "Краснодара", с президентом "Зенита". Каждый был при своих, так сказать: "Да там на уровне бытового инцидента, ничего страшного". Потом мне позвонили корреспонденты и сказали, что будет видео. Я перезвонил руководителям клубов, спросил, знают ли они о видео. Они ответили, что еще нет. Потом видео появилось, и какая реакция последовала – сами знаете. Их жалко как хороших игроков. Но как люди они должны были помнить – они публичные фигуры, на них пристально смотрят, есть дети, которые берут с них пример. Всегда нужно включать голову.
– По-вашему, достаточно с них заключения в СИЗО?
– Я не могу комментировать, пока нет решения суда. Надо дождаться решения соответствующих органов.
– Если не последует самого страшного приговора, Кокорин и Мамаев смогут психологически возродиться и выйти на прежний уровень?
– Я обсуждал этот вопрос с тренерами. Говорят, все индивидуально. Выйти из такого стресса не каждый может. Футболист – трудная профессия. Особенно для тех, кто добился больших результатов. Но у таких людей есть характер. А в этой ситуации очень многое зависит от характера.
Вы знаете, очень сложно после травмы выйти на прежний уровень. Прежде всего, психологически. У Кокорина была тяжелая травма. Он много пропустил, но в итоге вернулся на поле. Значит, у него есть характер. То же можно сказать и про Мамаева. Должны справиться, хотя все зависит от наказания. Но, конечно, поведение, какое они себе позволили, никого не красит.