ФУТБОЛ |
Валерию ЛОБАНОВСКОМУ - 60 ЛЕТ
За годы работы в "СЭ" судьба сводила меня с многими людьми, которые вправе называть себя либо соратниками, либо учениками Лобановского. Разговаривали мы о разном, но в любой беседе так или иначе касались личности великого тренера. Диктофонные кассеты, репортерские блокноты, а иногда просто память сохранили суждения о нем известных в футболе фигур, и это, как мне представляется, позволяет хоть в какой-то степени приблизиться к постижению феномена Валерия Лобановского - тренера и человека.
Юрий ЮРИС
ВЗЯЛ ГРЕХ НА ДУШУ: ЮРАНА С ЖИДКОВЫМ НЕ ВЫДАЛ
Михаил КОМАН,заслуженный тренер Украины, был ассистентом Лобановского в киевском "Динамо" одиннадцать лет:
- Если попытаться суммировать достоинства Лобановского, то правильно, наверное, свести их к одному емкому слову - организатор. Учебно-тренировочного процесса, игры, быта команды. Тут равных ему не было и нет. Лобановский всегда знал, чего он хочет добиться в каждом конкретном турнире и чего ждет от каждого конкретного игрока. Идеальных команд, составленных из 11 звезд, не бывает. В зависимости от меры отпущенного Богом таланта одним выпадает тонкая, ювелирная работа на поле, другим - подготовительная, черновая. Но и те, и другие одинаково необходимы. И Лобановский умел добиваться результата, когда рядом с выдающимися игроками на поле выходили футболисты с весьма скромными возможностями, которые, однако, максимально использовались. Помните? Зуев, Дамин, Каплун, Бойко... Они хоть и не задержались надолго, но все равно запомнились.
Ни один наш тренер не мог сравниться с Лобановским по результатам работы, и ни один наш тренер не подвергался такой беспощадной, порой уничижительной, критике, как он. Его обвиняли в чрезмерном рационализме, в поклонении результату, как божеству, почему-то забывая, что футболисты-профессионалы обязаны играть на результат - в этом смысл их работы. Поэтому он брал на вооружение и "выездную модель", и прессинг - может быть, не самый зрелищный, но самый тяжелый метод ведения игры. Он всегда знал, чего хотел, четко соотносил возможности соперника и своей команды. В этом его тренерская сила.
Конфликтовать с Лобановским мне не приходилось, но быть миротворцем в его ссорах с игроками доводилось.
Помню, мирил с Колотовым, что-то они крепко сцепились. В плане бытовой дисциплины для Лобановского не существовало ни великих, ни рядовых, тут он ко всем подходил с одним аршином - был крут, подчас даже, как мне казалось, чрезмерно жесток к игрокам. Каюсь: некоторые их вольности до главного не доходили - я покрывал "отступников". Играли как-то в Москве, и Юран с Жидковым загуляли, вернулись в гостиницу под утро: "Михалыч, не выдай!" Что поделаешь, дело молодое - взял грех на душу, не выдал.
ФУТБОЛЬНЫЙ МИКЕЛАНДЖЕЛО
Анатолий СУЧКОВ,мастер спорта, чемпион СССР 1961 в составе киевского "Динамо", был тренером-селекционером у Лобановского восемнадцать лет:
- Укомплектованность команды сама по себе еще не гарантирует высоких результатов. Да, в киевский клуб мы приглашали потенциально сильную молодежь, игроков, которые отвечали довольно жестким модельным характеристикам: мощные физические данные, хорошая скорость, техническая оснащенность, тактический кругозор. Но мастерами, звездами, командой, наконец, они становились уже в Киеве, в руках у Лобановского.
Может, это прозвучит несколько парадоксально, учитывая общеизвестную высочайшую требовательность Валерия Васильевича к футболистам, но я посмею утверждать, что Лобановский никогда не требовал от игроков невозможного. Это его принципиально отличало от многих других известных тренеров. Если угодно, Лобановский уподоблялся скульптору, который всего-то и делает, что убирает у каменной глыбы все лишнее. Присмотревшись к пришедшему в команду новичку, он категорически запрещал ему делать на поле то, что хуже всего получается, зато акцентировал внимание на сильных сторонах игрока. Отрицал всякую самодеятельность, решительно пресекал так называемую "импровизацию", идущую во вред результату. Поэтому его команду сравнивали и с машиной, и с четко отлаженным часовым механизмом.
СЛАВНАЯ ПЕСНЯ - "РЫЖИЙ ПОДСОЛНУХ"
Михаил МИХАЙЛОВ,заслуженный мастер спорта, играл в "Динамо" у Лобановского с 1980-го по 1990-й год:
- Накануне чествования нашей команды в Киеве по случаю выигрыша Кубка кубков в 1986 году мой друг поэт Юрий Рыбчинский, решивший написать песню о Лобановском, обратился ко мне за консультацией как к человеку, хорошо знающему Валерия Васильевича. О чем должна быть песня, решали мы вдвоем. Я попросил, чтобы только не получился какой-нибудь "героический", помпезный марш. Композитор Игорь Покладок положил стихи на музыку - лирическую, задушевную. Ну а мне, пережившему в юности романтическое увлечение гитарой, выпало спеть песню, которая называлась "Рыжий подсолнух", под собственный аккомпанемент на многолюдном вечере, да еще перед телекамерами.
Это был, скажу вам, довольно дерзкий поступок. И уж наверняка - уникальный случай в творчестве Рыбчинского и Покладка, писавших для Леонтьева, Пугачевой, Ротару, других звезд нашей эстрады: их новая песня исполнялась на публике всего один раз, причем не профессиональным певцом, а футбольным вратарем! Были там такие слова: "На питомцев твоих осыпается золотом осень, прибавляя тебе серебра седины..." По-моему, лучше не скажешь.
ДЛЯ "ПАПЫ" ВСЕ МЫ БЫЛИ ДЕТИ
Владимир БЕССОНОВ,заслуженный мастер спорта, играл в "Динамо" у Лобановского с 1976-го по 1990-й год:
- Грамотно вести учебно-тренировочный процесс способны многие, но лишь единицы умеют создать боеспособный коллектив и подчинить его своей воле. Лобановский этим даром владеет как никто другой. История падения и нового взлета киевского "Динамо" в середине 80-х годов в этом смысле более чем показательна. Всего за один сезон, пока Лобановский целиком сосредоточился на сборной страны, а у нас в "Динамо" главным работал Юрий Андреевич Морозов, мы из лидеров отечественного футбола превратились в заурядную команду. Но стоило Лобановскому вернуться, как все встало на свои места: он навел порядок в "Динамо", восстановил привычную дисциплину. Она не была "палочная", хотя и жесткая, но ровно настолько, насколько это требовалось, чтобы команда снова стала управляемой.
Еще одно устойчивое заблуждение, бытовавшее в ту пору вокруг имени Лобановского: будто бы он был "сухарь" в общении с игроками. Да ничего подобного! При все внешней строгости он относился к нам по-человечески очень тепло, как к детям. Мы его Папой за глаза называли - это о чем-то говорит? Помню, поехали на восстановительный сбор в Алушту. Лето, жара - лежим всей командой на пляже. Меня на солнце совсем разморило - стал засыпать. И слышу сквозь дрему Папин голос, обращенный к кому-то из наших: "Вы его почаще переворачивайте, а то ведь рыжие не загорают, а обгорают, я-то это точно знаю". Мы с Лобановским оба рыжие. И я иногда ловлю себя на мысли: может, это тоже имело значение для взаимной расположенности друг к другу?
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ УРОК ТАКТИКИ
Анатолий КОНЬКОВ,заслуженный мастер спорта, играл в "Динамо" у Лобановского с 1975-го по 1981-й год:
- В отличие от большинства партнеров по звездному "Динамо" семидесятых годов я попал в киевскую команду из донецкого "Шахтера" уже вполне сложившимся игроком, даже привлекавшимся в сборную СССР. Поэтому мне не пришлось проходить через динамовский дубль, а постигать футбол Лобановского сразу, так сказать, на высшей ступени обучения - в основном составе. Этот футбол заметно отличался от того, в который мне приходилось играть до сих пор. На всю жизнь запомнил одно из первых тактических занятий, которое проводил Валерий Васильевич.
Он подошел к зеленой магнитной доске с разметкой футбольного поля, указал на одну из белых фишек, расположенную на "нашей" половине, и обратился ко мне: "Ты получаешь мяч в своей зоне и немедленно, не мешкая ни секунды, посылаешь его вот сюда", - указка в руке тренера скользнула по доске далеко за центральный крут, и в реальном масштабе получался пас на 50-60 метров! Но меня же смутило другое: в том месте, где остановилась указка, и близко не было ни одной белой фишки. И я, с детства приученный делать передачу "точно в ноги" партнеру, не смог скрыть своего искреннего протеста: "Там же совершенно пустая зона - никого из наших-то нет!" Лобановскому эта реплика, судя по его тону, не очень понравилась. Он даже, кажется, перешел на "вы": "Молодой человек, вы должны сделать только то, о чем я вас попросил. Что будет дальше и кто окажется в зоне, куда вы отправите мяч, - это уже не ваша проблема. Ее я буду обсуждать с кем-то другим. Например, с Блохиным". Больше лишних вопросов я старался Валерию Васильевичу не задавать.
ЕМУ Я ОБЯЗАН ВСЕМ, ЧТО ИМЕЮ
Леонид БУРЯК,заслуженный мастер спорта, играл в "Динамо" у Лобановского с 1975-го по 1985-й год:
- Самым тяжелым моментом в моей футбольной биографии был разрыв с Лобановским, случившийся в 1985 году, в результате которого я оказался вне киевского "Динамо". Теперь, с высоты возраста и сегодняшнего житейского опыта, я почти уверен, что поступил бы тогда на месте Валерия Васильевича точно так же, как поступил он: указал бы футболисту Буряку на дверь. А повздорили мы на почве внутрикомандных проблем, которые даже за давностью лет не принято выносить "из избы". Я был капитаном "Динамо" и с пеной у рта отстаивал перед Лобановским людей, которые, как потом выяснилось, вовсе того не стоили. Потому что оказались пьяницами и предателями. Я же в свои 32 года повел себя перед тренером как мальчишка.
Мы два года не разговаривали. В моральном отношении это было для меня тяжкое время. Однако, поверьте, даже тогда, когда наш конфликт находился на точке кипения, я где-то подспудно осознавал, чувствовал: если, не приведи Господь, Валерию Васильевичу или его семье вдруг станет плохо, Буряк первым появится на пороге его дома и отдаст последнее, что у него есть. Потому что именно при Лобановском и благодаря ему я заработал все: доброе имя в футболе, материальную независимость, чемпионские титулы, обрел семейное счастье, наконец. Потому что без Лобановского не было бы того киевского "Динамо", а значит, ничего бы не было. И ни при каких обстоятельствах жизнь не могла провести между нами жирную черту ненависти.
ТРЕНЕР, ОТ ВЗГЛЯДА КОТОРОГО НОГИ БЕГУТ БЫСТРЕЕ
Сергей РЕБРОВ,лучший футболист Украины-98, тренируется и играет у Лобановского с января 1997 года:
- В 75-м, когда Лобановский привел киевское "Динамо" к первой большой европейской победе, мне и года не было от роду. Второй еврокубковый триумф команды Лобановского - в 86-м - оставил ощущение чего-то необыкновенного, однако бесконечно далекого и абсолютно недостижимого для 12-летнего пацана из шахтерской Горловки, гонявшего футбольный мяч со сверстниками на пустырях. Когда в 1992 году я сам оказался в Киеве, Лобановского там уже не было, и в моем представлении он превратился просто в легенду, которая, как это обычно случается, обрастает небылицами. Особенно много разговоров ходило вокруг тренировочных нагрузок, которые предлагает Лобановский футболистам. И когда стало известно, что он возвращается, не скрою, опасения, что не выдержим его требований, в команде были.
С ним мы действительно стали работать как черти, но не потому, что хотели ему понравиться и не потерять место в составе, а прежде всего потому, что он очень быстро обратил нас в свою футбольную веру, доходчиво объяснил, что иначе как соленым тренировочным трудом ничего серьезного добиться невозможно. Удивительно, но при других тренерах я так выкладываться не мог. Мне достаточно одного присутствия Лобановского у кромки поля. Иногда я думаю, что тут какая-то магия примешивается: когда ловишь на себе его взгляд со скамейки, продолжаешь бежать, даже если уже идет добавленное судьей время и сил совсем не осталось.
ЛИППИ НЕ СТЕСНЯЛСЯ У НЕГО УЧИТЬСЯ
Олег БАЗИЛЕВИЧ,заслуженный тренер СССР, в середине семидесятых годов вместе с Лобановским руководил игрой киевского "Динамо" и сборной страны:
- Главный тренер "Ювентуса" Марчелло Липпи, которого с распростертыми объятиями готов принять любой клуб мира, не стесняется вспоминать, как несколько лет назад он слушал лекцию Лобановского, с которой тот выступал в Италии. Боюсь, что наши тренеры, живущие в одной стране с Лобановским, подобными воспоминаниями не отягощены, хотя творческая лаборатория мэтра открыта для всех.
Увы, реальная самооценка - большая редкость в нашей тренерской среде. Поэтому многие ошибочно полагают, что случившаяся всего за один год метаморфоза с "Динамо" - это деньги Суркиса и его компаньонов по бизнесу плюс лучший в Украине подбор игроков. Но почему-то забывают простую вещь: деньги и душу Суркис вкладывал в "Динамо" и раньше, а этих игроков в Европе почти никто не знал. Теперь же они нарасхват. И все потому, что, образно говоря, приехал генеральный конструктор - и ракета взлетела.
ОН ЗНАЕТ РЕЦЕПТ ПОБЕДЫ
Григорий СУРКИС,почетныйпрезидент киевского "Динамо", человек, по инициативе которого Лобановский вернулся в клуб:
- У Валерия Васильевича есть одно любимое, часто им повторяемое слово "процесс", означающее в его толковании постоянное развитие, устремленность от хорошего к лучшему, к совершенству, которому, как известно, нет предела. Очень редкое и очень ценное для тренера качество - всегда оставаться современным и даже заглядывать на годы вперед. Этим, собственно, по большому счету и было предопределено возвращение Лобановского в "Динамо". Переговоры с ним мы начали еще в 1995 году, когда он проводил в Киеве отпуск. Однако тогда они не могли увенчаться успехом, потому что Лобановский был связан контрактом с Федерацией футбола Кувейта и, как человек слова, даже в мыслях не допускал возможности нарушить свои обязательства. Поэтому нам пришлось набраться терпения и подождать еще год.
Мне с ним работать легко, потому что каждый из нас, осознавая свою меру ответственности, при возникновении спорных моментов руководствуется не амбициями тренера или президента, а общностью цели: вернуть киевскому "Динамо" былой авторитет и вес в футбольном мире. Если тренер умеет доходчиво объяснить, почему надо делать именно так, а не иначе, мы всегда найдем общий язык. А Лобановский убеждать умеет - и президента клуба, и футболистов. Ему, уже поднимавшему динамовцев на европейский Олимп в 1975 и 1986 годах, известен рецепт победы. И задача руководства клуба - создать такие условия, при которых этот рецепт был бы вновь реализован в полной мере.