1 июля 2014, 19:00

"При смене гражданства деньги - не главное"

Владимир Иванов
Обозреватель

ЕСТЬ ТЕМА
Зачем сборной России
новые легионеры?

Упрощение процедуры натурализации иностранных спортсменов будет мотивировать отечественных тренеров искать таланты не только внутри страны, но и за ее пределами.

Лидер мужской сборной России по современному пятиборью Александр Лесун в прошлом выступал под белорусским флагом и покинул свою страну, не имея больших титулов.

– Полностью поддерживаю шаги по упрощению получения спортсменами российского гражданства. Во время моего перехода было немало сложностей. Если бы не активное участие президента федерации Вячеслава Аминова, вообще бы, наверное, не справился. Но даже при этом я перешел в российскую команду в 2009 году, а гражданство получил только в 2011-м. Прочувствовав все на себе, могу сказать, что для спортсменов ускоренный процесс получения паспорта – большой плюс. Так и должно быть. Другое дело, что после этого страну нужно любить и уважать. А то помните случай с американской баскетболисткой Келли Миллер, которая порвала российский паспорт и спустила его в унитаз? Такого быть не должно ни при каких обстоятельствах. Человек должен быть адекватным и понимать, что если принял решение выступать за Россию, то обратной дороги уже нет. Поворачиваться спиной как к бывшей стране, так и к новой – нельзя.

– В чем заключалась основная сложность вашего перехода?

– Как всегда в бумажной волоките. Нужно было, чтобы подпись под документами поставил президент России, иначе процесс затянулся бы еще дольше.

– Карантин при смене спортивного гражданства не стал проблемой?

– Действительно, нельзя было выступать год с момента последнего старта. Но у меня в Белоруссии были проблемы, из-за которых я как раз долгое время нигде не стартовал, поэтому этот момент прошел для меня безболезненно.

– Что чаще всего движет людьми, которые вынуждены менять гражданство и переезжать в другую страну?

– Это всегда сложный процесс с подоплекой. Но я очень надеюсь, что при переходах для большинства людей задача заработать деньги не является первостепенной. Если говорить о случаях, известных мне, то речь чаще всего идет об улучшении условий тренировок, возможности самореализации. Вот мне, например, просто сказали в Белоруссии, что спортом я там заниматься не буду. А мне хотелось! Так что причины могут быть самыми разными. При этом если дело только в деньгах, далеко уехать вряд ли получится.

Дмитрий СВИЩЕВ: "ЧТОБЫ БЫТЬ РУССКИМ В ДУШЕ,
НЕОБЯЗАТЕЛЬНО РОДИТЬСЯ В РОССИИ"

Один из авторов поправки к "Закону о гражданстве" считает, что русский – это не национальность, а состояние души. И призывает не стесняться иностранцев в сборной России.

– Одни поддерживают ваш законопроект, другие заявляют, что не будут болеть за нашу сборную, если в ней будет хотя бы один легионер. Что ответите оппонентам?

– Олимпийские игры в Сочи стали ярким примером успешной натурализации. Сейчас никто не вспоминает, где родились Виктор Ан, Виктор Уайлд и Татьяна Волосожар. Все мы гордимся, что они принесли стране столько золотых медалей и славу российскому спорту. Почему все они оказались в нашей стране? Наверное, потому что у нас создают лучшие условия, их больше уважают и ценят.

– Но зачем все-таки нам нужны иностранцы в сборной?

– В силу разных причин в некоторых видах спорта мы на отстающих позициях. Почему не подтянуть их с помощью легионеров? Спортсмены и тренеры сегодня мигрируют по всему миру, и никто не видит в этом ничего предосудительного. Помните, сколько негатива было на заре приглашения в Россию зарубежных тренеров? Знатоки говорили, что нам никого не надо, мы самые крутые и все сами сделаем. Сейчас же это явление никого не удивляет. Как и то, что иностранцы играют за российские клубы. Более того, все аплодируют, когда бразильцы, африканцы и итальянцы приносят пользу нашим командам. Не вижу ничего постыдного, если они будут выступать за национальные сборные. Мы ведь летаем на иностранных самолетах, приобретаем лучшие зарубежные автомобили. Если кто-то делает что-то лучше нас – этим надо пользоваться. При этом очень важный момент – легионеры после окончания карьеры должны оставлять наследство для других поколений. На успехах Ана и Уайлда вырастет громадное количество наших молодых ребят, а мы имеем возможность с удовольствием смотреть за всеми крупнейшими соревнованиями уже сейчас.

– Многие ли чемпионы мира и призеры Олимпийских игр желают перейти в российскую команду?

– Ан пришел в Россию, будучи трехкратным олимпийским чемпионом, тогда как Уайлд до перехода в нашу команду ни разу не становился даже призером этапов Кубка мира. Так что этот вопрос, конечно, будет обсуждаться. Привилегии будут у тех спортсменов, которые потенциально могут стать чемпионами мира и Олимпийских игр. При этом нужно индивидуально подходить к каждому случаю.

– Как быть с карантином, который при смене национальной команды может доходить до трех лет?

– Все зависит от вида спорта. В горных лыжах, керлинге и фигурном катании, например, карантин составляет всего один сезон. Разумеется, если все согласовано с национальными и международной федерациями. Да, это сложный переговорный момент, но им нужно заниматься. При этом очень быстро, потому что если мы хотим успешно выступить в Корее, то у нас остался только год на отбор гипотетических медалистов Олимпийских игр 2018 года.

– После Сочи уже поступали заявки от иностранных спортсменов пополнить ряды нашей национальной сборной?

– Они постоянно поступают! И поиск лучших спортсменов – задача тренера и президента федерации. Обратите внимание, Ан остался в России, и у него уже есть дом, квартира, он собирается жениться, дает интервью на русском языке, благодаря нему подтянулась вся команда. Шорт-трек, которого в жизни не было в нашей стране, сейчас очень популярен! Это взрывной эффект на многие годы. Плюс Виктор останется тренировать, сам народит здесь детишек. Так что тут нечего стесняться. Не обязательно родиться в России, чтобы быть русским в душе.

– Главный тренер сборной России по футболу Фабио Капелло одним из пунктов подготовки команды к чемпионату мира 2018 года называл натурализацию.

– Молодец! Полностью его поддерживаю. Какие у нас с вами еще варианты? В клубной системе у нас играют шикарные футболисты, на которых тратятся миллионы долларов. Но во время чемпионата мира все они разъезжаются в свои сборные, а наша команда остается патриотичной командой достаточно все-таки среднего уровня. Мировых звезд явно не хватает. Капелло правильно заметил, что в Италии не считается зазорным выдавать иностранные паспорта ребятам из других стран, а ведь у них более футбольная страна. Поэтому нужно поддержать его инициативу и выходить на новый уровень футбола.

– Помнится, в начале прошлого четырехлетнего олимпийского цикла вы, как глава федерации керлинга, собирались усилить мужскую команду канадцами.

– Вот тогда я как раз наступил на те грабли, от которых мы сейчас пытаемся избавиться. Когда я возглавил федерацию, в мужском керлинге мы не имели ничего. Подготовить своих спортсменов к Олимпиаде в Сочи было невозможно. Мы привезли канадцев, подали заявление на получение гражданства, но довести его до реализации так и не смогли. А ведь те ребята были одними из лучших в мире! С такими проблемами сталкивались многие федерации. В результате мы остались со своими спортсменами и не жалеем об этом, но медали в Сочи не получили. За два года с нуля была создана команда, которая теперь входит в число 12 лучших в мире. Но, уверен, с иностранными спортсменами мы были бы на несколько позиций выше.