Статьи

11 июля 2011, 01:20

Поможет ли Юрьевой "дело Мерритта"?

Приходится вновь писать о допинге, и радости от этого, конечно, мало. Но что поделать, если в современном спорте высших достижений сложилась такая ситуация, что теперь уже и золотую медаль человеку не вручишь, не покосившись на него с подозрением. Будь он хоть четырежды стрелок из лука или вовсе там какой-нибудь керлингист.

В результате слова "тесты", "скандал" и "срок" поневоле пользуются среди журналистов разных стран и народов огромной популярностью. Хорошо идут также "пробирка", "заседание" и почему-то "коктейль" (видимо, это про тех, кому колоться чем-то одним - скучно и бездуховно). Далее следуют "проба", "аннулировать" и "маскировочный". Ну и, безусловно, "уровень тестостерона", "мышечная масса" и даже... "длина пениса". Стоп, вы хотите спросить, откуда взялось вот это, последнее, и какое оно имеет отношение к допингу? Представьте, самое прямое.

Сгореть на допинге можно по-разному - случайно, громко, по-дурацки. Олимпийский чемпион в беге на 400 метров Лашон Мерритт сгорел эффектно. В Пекине-2008 парень оставил в пыли фаворита - своего соотечественника и давнего соперника Джереми Уоринера, год спустя на чемпионате мира в Берлине повторил свой успех, а потом... Потом все для Мерритта стало совсем плохо. Бегун провалил один за другим три теста на допинг, которые выявили у него в крови штуковину, которую я сейчас назову от начала и до конца, чтобы вам тоже сладко не было, - анаболический стероид дегидроэпиандростерон. Причем в мире спорта это, представьте, не такая уж и редкая штука.

Совсем плохо стало, когда выяснилось, откуда в крови Мерритта взялись эти дегидры с этими эпиандрами. Оказалось, что из препарата под названием "Экстенз", который рекламирует себя как натуральное вещество для увеличения длины пениса. Такие вот пироги совсем не с котятами. Удлинялся статный парень Мерритт. Но зачем и как это помогает в спринте? А если бы он был барьерист?

Увы, такая безобидная с точки зрения высших спортивных идеалов причина применения запрещенного вещества никак не смягчила (не ищите пошлых намеков, пожалуйста) ни МОК, ни НОК США, ни национальную и международную федерации легкой атлетики. Американцы сразу же громогласно объявили, что каждый спортсмен такого уровня должен досконально знать, что именно он употребляет, а значит, ответственность - целиком на Мерритте. Который, в свою очередь, заявил, что теперь уже никакое наказание не превзойдет того унижения, которое он чувствует.

Заслуженному бегуну влепили два года дисквалификации - чтобы у него было время подумать о своем поведении и перестать расти как личность. Чуть позже, впрочем, над Мерриттом чуть-чуть сжалились и сократили срок до 21 месяца.

Срок этот истекает 27 июля - за месяц до мирового первенства по легкой атлетике. На который Мерритт поедет - несмотря на то, что пропустил отборочный чемпионат США. Ведь он действующий чемпион мира и, значит, имеет право на персональное приглашение. Но, согласно правилам МОК, спортсмены, дисквалифицированные более чем на полгода, обязаны пропустить следующую Олимпиаду. Мерритт, таким образом, не может выступать на Играх в Лондоне.

Однако за прошедшие без малого два года американская сторона вдруг поняла, что и ей ничто человеческое не чуждо. Мерритт обратился в арбитраж, и Американская ассоциация арбитров постановила, что он принимал незаконный препарат неумышленно, а также посоветовала обратить внимание на "болезненную и унизительную" процедуру признания в содеянном. Отменить решение МОК эта организация не смогла, но дала Мерритту повод обратиться в Высший спортивный суд, который вынесет окончательное решение в сентябре.

Вот тут-то и возникает вероятность такой юридической штуки, которая называется "прецедент". Дело в том, что за делом Мерритта сейчас пристально следят очень многие спортсмены. Следят и надеются, что им тоже снова откроют путь на Олимпиаду. В конце концов, если Мерритту можно, то почему нельзя другим?

Среди этих спортсменов - россиянка Екатерина Юрьева, одна из скандальной тройки биатлонистов, погоревших в 2009 году на рекомбинантном эритропоэтине (тоже, согласитесь, красиво звучит!). И единственная из этой тройки достаточно молодая, чтобы выступить в Сочи-2014. Причем Юрьева, получается, и вовсе попала на полную катушку: она не только пропустила Игры в Ванкувере (срок дисквалификации их как раз и прихватил), но не может теперь ехать и в Сочи - на следующие после отбытия срока Игры.

Выходит, Мерритт при удачном для себя раскладе вообще ни одной Олимпиады не пропустит, а Юрьеву наказывают двумя! Нет сомнений, что на этот прецедент, если он возникнет, россиянка будет давить со страшной силой.

Действительно, где тут справедливость? Ну хотя бы в том, что Мерритт, вполне вероятно, действительно глотал дурь по неведению. Потому что поверить в то, что он придумал именно такую отговорку, не сможет, извините, ни один мужик. Тогда как у Юрьевой с доказательствами чистоты своих помыслов могут возникнуть более серьезные проблемы. Кроме того, не будем забывать, что Мерритт - американец и олимпийский чемпион (жадность до мужских статей не стоила ему золота Пекина), а Юрьева - ни то, ни другое. К справедливости это, конечно, не имеет абсолютно никакого отношения - всего лишь факт жизни.

Очевидно, что многое будет зависеть от того, будет ли арбитраж решать исключительно конкретное дело Мерритта или возьмется за проблему в целом и всерьез изучит вопрос о допустимости применения соответствующего правила МОК. Но в любом случае для несчастной биатлонистки, которая, даже если и виновата, уже огребла куда больше, чем заслужила, это какой-никакой, а лучик надежды. От кого бы (и откуда бы) этот лучик ни светил, его наличие тоже кое-что да значит.

Кто знает, может быть, еще придется и благодарить Мерритта за его комплексы.

Слава МАЛАМУД
Вашингтон