20 июня 2019, 21:40
Трудно поверить, но первый раз об Александре Горячкиной я написал аж семь лет назад. Тогда 13-летняя шахматистка из Салехарда выполнила норму гроссмейстера. Уже в те времена было ясно, что ее ждет большое будущее. 12-й чемпион мира Анатолий Карпов заявил, что Горячкина обязательно будет бороться за титул сильнейшей на планете. И вот в Казани завершился претендентский форум. За два тура до финиша Александра одержала победу и теперь встретится в январе с чемпионкой мира китаянкой Цзюй Вэньцзюнь.
Горячкина огорошила своим остроумием и неординарностью. Обычно она всегда серьезна и на ее лице редко можно увидеть эмоции. А тут девушка на каблуках, в черном платье с широкой улыбкой...
– Какой был самый трудный момент на турнире?
– Это было во время награждения.
– Почему?
– Было обидно наблюдать, как приз за самую красивую партию, учрежденный крупнейшейпивоваренной компанией в России "AB InBevEfes", уходит моей последней сопернице – Марии Музычук. Было бы здорово пройти весь путь без поражений. Но я уступила в 14-м туре и еще и так красиво на взгляд жюри (смеется).
– Осознаете, что выиграли что-то грандиозное?
– Пока только поняла, что победила непосредственно тут, но не совсем осознаю, что за этим последует. Матч, пресса, внимание, масштаб мне не очень ясны.
– Вы попали в Казань из-за отказа Хоу Ифань как первая запасная и повторили путь футбольной сборной Дании-1992...
– Меня тогда еще на свете не было, так что эту футбольную историю не знаю. Мне очень повезло, что судьба оказалась так благосклонна. И мне реально не хватало времени на подготовку. Потому что узнали об участии в последний момент. Благо, Шахматная федерации России за короткое время помогла найти тренера. За что ей огромное спасибо. Со мной провел сборы и поехал в столицу Татартстана Константин Ланда. Также хочу поблагодарить Министерство спорта за предоставленные условия.
– Неужели за такой короткий срок удалось поставить дебют?
– Если честно, готова я была крайне посредственно. И во второй части турнира это было отчетливо видно по моему черному цвету. Те партии, которые удалось выиграть – большинство на старом багаже. Спасибо другим тренерам, в частности, Евгению Мирошниченко, с которым сотрудничала последние полтора года.
– Кстати, он тоже был в Казани...
– Да, но он здесь работал комментатором, мы просто пообщались перед стартом, он мне кое-что посоветовал. Немного сумели потрудиться над эндшпилем. И удивительно, что некоторые здесь у меня получились. Но нужно отметить, что наши с Евгением графики не всегда совпадали.
– Внешне показалось, что вы катком прошлась по соперницам.
– На самом деле мне сейчас кажется, что морально я выиграла довольно легко. Та борьба, которая могла быть, та интрига – их просто не было. Я настраивалась на то, что после 10-го тура начнутся сложнейшие стыки. Пойдет рубка за первое место и я все силы копила туда. Но, посмотрев таблицу после того же 10-го тура поняла, что если я буду в более-менее в здравом уме, то догнать меня будет просто невозможно.
– В 12-м туре вы зафиксировали ничью и общую победу, хотя могли легко выиграть. Не видели путей или просто решили не рисковать?
– Тут просто морально хотелось зафиксировать результат. Все-таки весомы были аргументы. Ничья, вечный шах и ты больше не думаешь о задаче.
– Не обидно было – это же и престиж, и лишние пункты рейтинга?
– Я считаю, что рейтинг ничто по сравнению с победой. Если бы это был рядовой турнир, возможно, я бы подумала о том, чтобы добить соперницу. Но на кону матч на первенство мира. Поэтому хотелось это сделать здесь и сейчас.
– Когда вы поняли, что шахматы – ваша профессия?
– Когда взяла золото в детском чемпионате мира до 10 лет во Вьетнаме. Мы осознали, что есть предпосылки продолжать дальше работать.
– Вы играете очень много турниров в году, почти не живете дома. Сложно?
– Шахматы – не самый сложный вид спорта. Возможно, я не нахожусь дома, но дом находится там, где я. Со мной и папа, и младшая сестренка.
– Вам нравится такой образ жизни?
– Абсолютно. Я – домашний человек. Любая движуха для меня – напряг. И когда ко мне повышенное внимание, чувствую себя неуютно.
– Сейчас на вас обрушится огромное внимание прессы. Как собираетесь справляться?
– Мне немного обидно, что до этого момента я была никому не нужна, а сейчас стала дико популярной. Все хотят со мной сфотографироваться, поговорить. Для меня забавно, как люди меняются на глазах. Считаю, что нужно отслеживать перспективных спортсменов и относится к ним по-другому!
– Вас часто сравнивали с чемпионкой мира Хоу Ифань, которая временно ушла из шахмат, причем на самом пике...
– Я всегда сильно отставала от нее. Потому что она уже в 14 лет играла в финале чемпионата мира, где уступила Александре Костенюк. И разница с каждым годом только увеличивалась. 10 лет Хоу была на пике. Это очень тяжело. Она выиграла все что можно и решила пожить другой жизнью. В принципе, я ее понимаю. Возможно, что она вернется.
– С таким графиком как строить личную жизнь? Или первым делом самолеты?
– Сложно сказать. Пока матч на первенством мира, ну а мальчики потом...