10 августа 2019, 18:00
В исправительной колонии №4 в Алексеевке журналистов встретили как королей. Показали абсолютно все. Разрешили даже в личные ящики Александра Кокорина и Павла Мамаева залезть.
Сначала объяснили, что существуют несколько типов колоний:
– Особого режима – соответственно для особо опасных преступников.
– Строгого режима – для рецидивистов, совершивших тяжкое преступление, и для тех, кто впервые совершил особо тяжкое преступление.
– Общего режима для тех, кто совершил не первое преступление.
– Общего режима для тех, кто совершил первое преступление – колония в Алексеевке именно такая. Есть еще и колонии-поселения, это самая мягкая форма наказания.
Кокорин и Мамаев работают шесть дней в неделю по восемь часов в швейном цеху. Шьют специальную одежду для рабочих. Зарплата – 11 тысяч рублей (до вычета налога). По словам Кокорина, уже скоро им заплатят.
Причем работать можно и меньше восьми часов. Главное – выполнить норму. "Это требует где-то трех-четырех часов", – отметил футболист.
Кокорин и Мамаев работают за швейными машинками. А вот Кирилл Кокорин (младший брат Александра) – упаковывает.
– Кем будешь, как выйдешь на свободу? – спросил корреспондент "СЭ" у Кирилла.
– Паковальщиком! – рассмеялся Кокорин-младший.
Кокорины и Мамаев живут в комнате на 22 человека. Койки двухъярусные. У каждого есть свой ящик.
Александр Кокорин и Мамаев – на верхних полках. Кирилл Кокорин – на нижней, рядом с ним – молодой человек, который освободится в 2021 году.
Три раза в день. Завтрак – в 08.00, обед – в 12.00, ужин – в 18.00.
Кормят заключенных кашами (гречкой, например), супами. Поят компотами. Хлеб делится на две категории – обычный и "на продажу". Хлеб (вкусный что тот, что другой) пекут прямо в колонии.
Как рассказал начальник колонии Сергей Плясов, Кокорин заказывает себе хлеб, который "на продажу". Стоит такой 28 рублей.
Плясов и Кокорин сдружились. Футболист называет его "начальником". Начальник в ответ улыбается и шутит. Плясов – страстный болельщик "Динамо". Очень хочет, чтобы Кокорин туда вернулся.
При этом Плясов сказал "СЭ", что идеальными заключенными Кокорина и Мамаева назвать нельзя. Просто потому, что такого понятия быть в принципе не может. "Но нарушений у них нет!" – декларировал он.
После матча "Золотой лев" – "Салют" для участников игры организовали чаепитие. Стол разместили в читальном зале библиотеки. Кокорин сел рядом с Андреем Коноваловым – 35-летним футболистом белгородской команды, который родился в том же городе, что и Александр – Валуйки, а потом играл в "Торпедо" вместе с Мамаевым. Кирилл сел напротив брата, Мамаев – в углу. Кормили всех супом, печеньем (кажется, курабье), тортом. Все улыбались.
В команде скандальных футболистов играли мужчины разных возрастов. Один – вратарь Николай Голдинцев – даже входил в состав "Салюта". Как сообщили сотрудники колонии, судимы новые "одноклубники" Кокорина и Мамаев, в основном, за кражи, разбой и незаконный оборот наркотиков.
В колонии есть комната для хранения личных вещей. Заключенные складывают вещи в клетчатые тюки – любимые сумки рыночных торговцев. У каждого тюка висит карточка с фамилией осужденного и перечнем того, что содержится внутри.
Вот что хранится в сумке Кокорина:
– Костюм черный – 1 штука.
– Шорты черные – 3.
– Майки черные – 4.
– Майки-безрукавки – 3.
– Носки – 4 штуки.
– Бутсы футбольные – 1.
– Полотенце – 5.
– Чехол для ноги – 1.
– Кофта черная – 1.
– Спортинвентарь для тренировок.
У Мамаева список обширнее:
– Штаны – 5 штук.
– Шорты – 5.
– Футболки – 4.
– Майки – 8.
– Кофты – 4.
– Трусы – 8.
– Носки – 10.
– Аптечка – 1.
– Книги – 5.
– Средства личной гигиены – 2 барсетки + 1 пакет.
– Шлепанцы – 2.
– Кроссовки – 2.
– Спортинвентарь для тренировок.
– Полотенца – 4.
– Постельное белье – 2 комплекта.
– Сигареты – 50.
– Перчатки – 4.
Кроме того, у каждого заключенного есть ящик для хранения еды и посуды. Такое ощущение, что у троих друзей все четко разделено: у Кокорина – чай, печенье, у его брата – крупы, сахар, у Мамаева – посуда.
В колонии есть школьные классы, где преподают учителя. Одна аудитория выглядит так, будто на дворе еще сталинские времена – старая доска, старые парты. Две другие – более новые. Есть класс информатики – с экранами и процессорами из 1990-х (может, из начала 2000-х). Там можно пользоваться интернетом.
В комнате отдыха работает телевизор. Там Кокорин и Мамаев на прошлой неделе смотрели матч "Зенит" – "Краснодар". Александр внимательно следит за всем, что происходит в петербургском клубе. Говорит, что он руководству "Зенита" обязан. Мамаев же после матча не стал утверждать, что больше точно не будет сотрудничать с "Краснодаром" (их контракт рассчитан до 31 декабря).
Журналистам продемонстрировали читательские билеты футболистов.
Что читает Кокорин:
– "Братья Карамазовы" (Федор Достоевский).
– "Жизнь насекомых" (Виктор Пелевин).
– "Униженные и оскорбленные" (Федор Достоевский).
Что читает Мамаев:
– "Записки из подполья" (Федор Достоевский).
– "Записки из мертвого дома" (Федор Достоевский).
– "Вердикт" (Джон Гришэм).
Кокорин рассказал, что в футбол они играют каждый день – по вечерам. Проводят на мини-футбольном поле (но ворота больше, чем в мини-футболе) по полтора часа. Бегают не в полную силу – чтобы не травмироваться, так как поле с кочками.
Александр и Кирилл Кокорины, Павел Мамаев и детский футбольный тренер Александр Протасовицкий утром 8 октября 2018 года приняли участие в двух драках в центре Москвы, в результате которых пострадали водитель Виталий Соловчук, а также директор департамента Минпромторга Денис Пак и гендиректор ФГУП "НАМИ" Сергей Гайсин.
Полгода они провели в СИЗО "Бутырка", а 8 мая были осуждены (13 июня суд высшей инстанции отклонил апелляцию): Кокорины – на 1 год и 6 месяцев, а Мамаев и Протасовицкий – на 1 год и 5 месяцев. Ввиду того, что один день в СИЗО засчитывается за 1,5 дня в колонии, Кокорины выйдут на свободу в начале декабре, а Мамаев и Протасовицкий – в начале ноября. Кокориных и Мамаева в начале июля этапировали в колонию в Алексеевке, а Протасовицкого – в колонию в Брянской области.