Премьер-лига (РПЛ). Статьи

30 декабря 2017, 13:15

РФПЛ: почему смена чемпионов – знак выздоровления

Игорь Рабинер
Обозреватель
Обозреватель "СЭ" Игорь РАБИНЕР подводит итоги года

Обнаружил занятную вещь. Если "Локомотив" в этом сезоне возьмет золото, то впервые в истории российского первенства 4 года подряд будут разные чемпионы. В последний раз такое случилось перед самым развалом СССР: 1988 год – "Днепр", 89-й – "Спартак", 90-й – "Динамо" (Киев), 91-й – ЦСКА. Три года подряд в России победители меняли друг друга всего трижды: с 2001-го по 2003-й ("Спартак", "Локомотив", ЦСКА), с 2006-го по 2008-й (ЦСКА, "Зенит", "Рубин") и, собственно, сейчас ("Зенит", ЦСКА, "Спартак").

Четыре разных чемпиона подряд – это для турнира и интереса к нему очень хорошо. Потому что непредсказуемо. Отношу это к тому, что после почти двукратного падения курса рубля гораздо меньше стало денег в стране, а стало быть, и возможностей для топ-клубов покупать серьезных легионеров, которые, как принято теперь говорить, "делают разницу". Тогда как та же АПЛ (причем вся лига, включая аутсайдеров) богатеет сумасшедшими темпами. Ну и финансовый фэйр-плей больно ударил по некоторым нашим транжирам вроде "Динамо"; Сулейман Керимов из "Анжи" ушел, а другие намотали на ус. Достаточно сказать, что совокупная стоимость игроков РФПЛ в этом сезоне более чем вдвое (!) меньше, чем в сезоне-2013/14.

"Зенит", конечно, все равно сильно выделяется по финансам из общего ряда, и этим летом потратил больше остальной РФПЛ, вместе взятой, – но и он уже не может позволить себе покупать Халков. То есть выигрывать надо командой, и гораздо больше стало решаться непосредственно на поле. Иными словами, чем меньше в чемпионате денег, тем больше усилий надо прикладывать для победы. И тем непредсказуемее итог.

Роберто МАНЧИНИ и Александр КОКОРИН. Фото Вячеслав ЕВДОКИМОВ, ФК "Зенит"
Роберто МАНЧИНИ и Александр КОКОРИН. Фото Вячеслав ЕВДОКИМОВ, ФК "Зенит"

Верно говорят ученые: кризисы благотворны, поскольку стимулируют творческую энергию. Легкие деньги заканчиваются, необходимо что-то придумывать. И гораздо больше задействовать молодежь, что у нас сейчас и стало происходить: целая плеяда во главе со "старшим братом" Головиным в ЦСКА; Миранчуки, Баринов, Лысов в "Локо"; талант Игнатьев в "Краснодаре" и т. д. При этом лишь в третий раз в российской истории сразу четыре клуба вышли в плей-офф еврокубков, а в общей таблице коэффициентов мы опередили Португалию и после долгого перерыва сделаем новый заход на то, чего в истории российского футбола еще не бывало – три команды в групповом турнире Лиги чемпионов. С двукратным обеднением РФПЛ по сравнению с сезоном-2013/14 все это не очень монтируется, не правда ли?

Кризис, мне кажется, и помог. Потолка зарплат, как в НХЛ, в российском футболе, понятно, нет, но он формируется естественным путем – и пять миллионов евро в год, что еще 3-4 года назад было безумной нормой, да и шесть встречались, сейчас в РФПЛ не получает никто. "Убить" голым бюджетом стало невозможно – надо еще выиграть на поле. Вот и услышали мы недавно от Сергея Фурсенко: мол, нужно "договориться, чтобы не было "автобусов". А вы, уважаемые зенитовцы, со своими супервозможностями постройте позиционную атаку так, чтобы научиться взламывать эти "автобусы". Это, собственно, обязанность синьора Манчини. С которой тот пока не справляется. И, в свою очередь, затягивает песнь о... недоукомплектованности и, более того, об отсутствии человека, способного регулярно забивать. И это при наличии Кокорина – одного из трех лучших снайперов первенства.

Юрий СЕМИН. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Юрий СЕМИН. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

О чем тогда было говорить в первые месяцы сезона Юрию Семину, оказавшемуся вовсе без нападающих? Ари серьезно травмировался, в Фарфане тогда еще не открылся суперфорвард, и он рассматривался как крайний полузащитник. На флажке взяли Эдера – хотя и автора золотого гола Евро-2016, но в "мирной жизни" тоже не бог весть какого нападающего. Собственно, и денег на серьезные приобретения у "Локо" сейчас нет.

Но Семин не жаловался, а работал – и в результате мы получили лидера чемпионата с восьмиочковым отрывом, который и забивает много, и пропускает мало. А главное, там люди бьются друг за друга, ложатся под мячи, чего у "Зенита" сейчас не наблюдается.

Роман ЗОБНИН и Массимо КАРРЕРА. Фото Алексей ИВАНОВ
Роман ЗОБНИН и Массимо КАРРЕРА. Фото Алексей ИВАНОВ

Зато здорово прибавил "Спартак", успешно вышедший из тяжелой и довольно долгой кризисной полосы. Атакуют красно-белые в последний месяц ярче кого бы то ни было – недаром мячей в РФПЛ забили больше всех. И эта атака – в первую очередь за счет адаптации и превращения в лидера Луиза Адриану – даже более ярка, чем в прошлом сезоне. Тогда первая крупная победа в сезоне добыта в предпоследнем туре против "Терека" – а тут тебе и 4:1 в Краснодаре, и 3:0 с ЦСКА – прямых, между прочим, конкурентов. И 3:1 с "Зенитом" дорогого стоят.

Предположу: именно мощь атаки внутри страны, помноженная на 5:1 с "Севильей", заставила Массимо Карреру поверить, что команда способна играть против "Ливерпуля" на "Энфилде" в футбол на встречных курсах. К этому добавился пенальти на первых минутах – и сошла ливерпульская лавина, после которой остались жуткие цифры – 7:0.

Но главное ведь – не провал, а то, что происходит после него. Каким-то неведомым образом "Спартак" сумел за два дня собраться, заново поверить в себя, разъяриться – и тащи, ЦСКА, трешку.

Все это произошло во многом благодаря возвращению в строй суперуниверсала Романа Зобнина. Его способность играть на нескольких позициях по ходу одного матча превратила "Спартак" в команду-трансформер, жонглирующую схемами без замен. Именно так, когда Зобнина сместили с края обороны в центр полузащиты, а на его место перешел Мельгарехо, и был "съеден" ЦСКА. Никого не выпуская с лавки, Каррера с Романом Пилипчуком поменяли три схемы!

19 августа. Москва. "Спартак" - "Локомотив" - 3:4. Команда Дмитрия КОМБАРОВА (справа) вела со счетом 2:0 после первого тайма, не проиграла. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"
19 августа. Москва. "Спартак" - "Локомотив" - 3:4. Команда Дмитрия КОМБАРОВА (справа) вела со счетом 2:0 после первого тайма, не проиграла. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"

Что ж, тем мощнее вывеска первого весеннего тура – "Локомотив" – "Спартак". Если красно-белые не возьмут три очка – золотая гонка, по сути, закончится. Если же победят, то плодами усилий могут воспользоваться не только сами спартаковцы, но и "Зенит", и – с меньшей вероятностью – ЦСКА с "Краснодаром".

Кто заслужит золота – тот его и выиграет. Сметет всех своей ноябрьско-декабрьской атакой "Спартак" – как ему будет не поаплодировать? Найдет свой футбол "Зенит" – никто не вправе будет сказать, что клуб стал первым не по делу.

Однако и в человеческом, и в профессиональном смысле чемпионство Семина стало бы чем-то фантастическим и даже не вошло, а впечаталось бы золотыми буквами в историю национального футбола. Уже приводил статистику, согласно которой верхняя возрастная планка для главного тренера – чемпиона России – всего-то 60 лет, в которые Дик Адвокат завоевал первое российское золото "Зенита". А советский рекорд в без двух дней 68 установил Константин Бесков со "Спартаком" в 87-м.

И другие великие отечественные тренеры брали свое заключительное золото, как мне казалось в детстве, в весьма почтенном возрасте. Но – только казалось. Борис Аркадьев сделал это с ЦДКА в 66 лет, Валерий Лобановский с киевским "Динамо" – в 62, Виктор Маслов с этим же клубом – в 58, Гавриил Качалин с тбилисскими динамовцами – в 53, Михаил Якушин с "Динамо" московским – в 49, Никита Симонян с "Араратом" – вообще в 47. Большинство ведущих российских тренеров также сходили со сцены гораздо раньше: Олег Романцев выиграл со "Спартаком" свое последнее первенство в те же 47, Валерий Газзаев с ЦСКА – в 52. Они, судя по всему, карьеры уже завершили, а у неугомонного Юрия Палыча она продолжается.

Семину сейчас 70, а в мае 2018-го исполнится 71. Масштаб его энергетики и умение найти подход к молодым футболистам – потрясающи. Еще после победы в золотом 2004-м он говорил мне, что каждодневное общение с 20-летними игроками делает его самого моложе. Что уж говорить о 2017-м?

Юрий СЕМИН. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"
Юрий СЕМИН. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"

Точно так же, как победа "Локомотива" впервые в чемпионатах России обеспечит золото четвертого клуба за четыре года, и лично Юрий Палыч, если выиграет, войдет в историю и разрушит множество стереотипов. Когда кто-то скептически ухмыляется и произносит глагол "устарел", отталкиваясь только от даты рождения, то своим примитивизмом обличает не Семина, а себя.

Под влиянием факта, приведенного в начале этих заметок, – про возможных четырех разных чемпионах подряд – решил еще и сравнить степень непредсказуемости РФПЛ с другими шестью лигами, входящими в топ-7 Европы.

И все у нас оказалось посередине.

С начала 90-х (откуда и веду обсчет) в России было 6 чемпионов. Столько же, сколько у Англии, Германии и Италии. Меньше, то есть предсказуемее – у Испании (5) и Португалии (4), больше, и значительно (10) – только у Франции. Но с приходом катарского "ПСЖ" этот фестиваль закончился, хотя и тут исключения вроде "Монако" случаются.

В большой Европе четыре разных чемпиона подряд – тоже огромная редкость. С начала 90-х такое один раз было в Англии (с 2013-го по 16-й: "МЮ", "Ман Сити", "Челси", "Лестер"), один – в Испании (с 1999 по 2002-й: "Барса", "Депортиво", "Реал", "Валенсия"), один – в Германии (там пять чемпионов подряд сменилось с 1991-го по 95-й: "Кайзерслаутерн", "Штутгарт", "Вердер", "Бавария", "Боруссия" Д), один – во Франции (там даже шесть кряду с 2008-го по 2013-й: "Лион", "Бордо", "Марсель", "Лилль", "Монпелье", "ПСЖ"). И только в Италии четыре чемпиона подряд приключались дважды, и то если цеплять сюда конец 80-х. С 99-го по 2002-й титул брали "Милан", "Лацио", "Рома" и "Ювентус", с 89-го по 92-й – "Интер", "Наполи", "Сампдория", "Милан".

В Португалии четырех чемпионов не было никогда. Их там всего пять за всю историю, и "Белененсеш" в 46-м и "Боавишта" в 2001-м – по разу в истории. И так, чтобы "Бенфика", "Порту" и "Спортинг" выиграли в те сезоны подряд, не получалось.

Получится ли завершить покер у семинского "Локомотива"?

75
  • Всех с новым годом! Локо лучший, признали болельщики торпедо(!) спартака и цска. пожелали удачи. так что надо просто доделать начатое

    01.01.2018

  • shpasic

    так а РЖД тоже, получается, частная компания?

    31.12.2017

  • Дядька

    Лучше бы заткнулись свиньи со своими скучными фантазиями про бюджет. Нет доказательств - до свидания.

    31.12.2017

  • Fynbhalk

    Лукойл - частная компания, а не государственная. И хозяин Спартака - Федун, а не Лукойл. На майках армейцев надпись - Россети, никто же не говорит - что Россети - владеют ЦСКА. Из госбюджета Спартак бабло не сосет, как и Краснодар. Бакланы придумали бы что-то новое в оправдание грабежа госбюджета Зенитом, или заткнулись.

    31.12.2017

  • ворчун

    РЖД долго думали гадали на сколько увеличить тариф плацкартных вагонов что бы и на крышу стадиона для Локомотива хватило....

    31.12.2017

  • ворчун

    Если уж такое бабло, как у Зенита, не позволяет ему стать чемпионом - как это можно пережить?.................а у Лукойла ну совсем нет бабла.... побираются по России горемыки....

    31.12.2017

  • Fynbhalk

    Нельзя Спартаку чемпионом становиться, пусть уж Локо станет - заслужили. Заслужили тем, что руководство клуба не мешало главному тренеру строить команду, а кое в каких вопросах даже и помогает. Ну и надо представлять что будет, если Спартак станет чемпионом да ещё и кубок выиграет. Ослы и тем более бакланы начнут массово вешаться, оставляя на столе записку - в моей смерти прошу винить выздоровление футбольного чемпионата. Если уж такое бабло, как у Зенита, не позволяет ему стать чемпионом - как это можно пережить?

    31.12.2017

  • ворчун

    Последние Союзные чемпионы были чемпионы Союза а в 90-е были уже чемпионы 1-й лиги если честно об этом говорить...

    31.12.2017

  • ворчун

    Хорошо на Руси быть журналистом... захотел раскритиковал всё к чертовой матери, а захотел похвалил... и главное от этой писанины ничего в футболе не меняется абсолютно... про детский футбол только самый ленивый не писал про молодежь в командах тоже, про деньги всей Москвой обрыдались что Газпром не на Москву деньги тратит... а воз и ныне там....

    31.12.2017

  • эд.гар

    Как мне помнится. в Ливерпуле, после 0:7 Рабинер давал интервью с красными глазами и говорил, что не понимает как играет Спартак. А тут понял-оказывается Спартак на Энфилде играл с Ливером на встречных курсах?!!!!? В связи с этим у меня вопрос к Рабинеру: что ты куришь? Перечисляя итоги игр Спартака с основными конкурентами, он забывает об итогах игр Локо с теми же конкурентами: с ЦСКА 3-1 и 2-2, со Спартаком 4-3, с Зенитом 3-0, с Краснодаром 2-0 - 13 очей из 15 возможных и , большая часть , включая Спартак, в гостях. Отрыв 8 очков. В истории чемпионатов России не было прецедента,чтобы в весенней части отбили такой отрыв. И это неожиданность?

    30.12.2017

  • feyerabend

    Ничего хорошего, что денег меньше стало, для чемпионата нет. Меньше стало крепких команд, больше-откровенно слабых. Меньше стало звезд. А то, как меняются команды-чемпионы и меняются ли - вообще не показатель качества.

    30.12.2017

  • Антон Семёнович Шпак

    Я спросил, зачем он прогнал нерпу. Дерсу сказал, что она считала, сколько сюда, на берег, пришло людей. Человек может считать животных, но нерпа?! Это очень задевало его охотничье самолюбие.(с)

    30.12.2017

  • Крюков Сергей

    Док_ ========== Жил-был один варатарь. С малых лет верой и правдой тянул лямку своей трудной миссии. Изредка бивал супротивников, под шумок. Журналюгам, которые конечно же ни чем не отличаются от ненормальных пернатых (да простит меня Брат Амигом, но "бесплатно только птички поют") сочинили образ некоего Летописца (переписывателя всего и вся). Всех переписал: и Банникова, и Дасаева. Даже Красного Графа переписал. Был у сего Красного Графа персонаж один, звали его Лёва Задов. Как-то один батька спросил грозно: "Лёка, ты хде был?" Тот в ответ: "Шашку тупил, 36 одной левой". А 36 - это ведь меньше 43, верно? Переписал, однозначно. Жаль, не дотянул малёха. Там у Толстого ещё один персонаж был с созвучной фамилией Жадов. Он 61-го австрияка положил. Это всё прелюдия. ======== Людия. А мани можно ведь зарабатывать по разному. К примеру, профессионально. Желательно без брака.

    30.12.2017

  • Haul26

    а в 90е наверное таких мыслей не возникало насчет различных чемпионов. ведь там любимый клуб покупал, ой, побеждал. выздоровление? только время и еврокубки покажут, что у нас в рпл, подъем или погружение

    30.12.2017

  • Док

    Крюков Сергей ============ Не, че-то гонишь ты на Яклича. Ой гонишь! Типа, остальные журналюги и даже ты за идею работаете)). Гыы. За бесплатно даже бакланы не поют. Все же антиадекват ты. Ярый. Про 43 даже спрашивать не буду, ибо твои ребусы настоящие спартачи хрен разгадают.

    30.12.2017

  • Крюков Сергей

    Бу-га-га!///Крюков Сергей_____ А за что его выпинывали из рупора и из Тушино? Разве, не за Правду?/// ===== За распространение лжи, слухов и сплетен. Могу ещё раз зацитировать слова одного футболиста с Гомельщины под номером 7, которые он мне произнёс на "литовской границе": "Его приставили подсматривать, а он подслушивал". Таких раньше к стенке ставили. И праульна)

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    А Сёмин, оказывается - "не жаловался".)))

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Сначала сами добейтесь!©

    30.12.2017

  • Крюков Сергей

    Док_///Ты должен снисходительней быть к нашему Якличу,/// ====== Ну какой-же он наш-то? К него ж один идол: "бакинские" и желательно по количеству гораздо гораздее, чем тех комиссаров. Про него ж даже Михайло Муромов нетленку записал на аглийком: "Ай эм флюгер". А ентих конебомжатцев трудно гномить. На их бесконечные упоминания про Бонда 07 иль ещё какие 1-18 только ответишь типа "43", - дык, и получишь в ответ в спину (как от Эрдогана иль Брута) про "антиадеквата" (это ещё будет в мяХкой форме). От тебя)

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Крюков Сергей_____ А за что его выпинывали из рупора и из Тушино? Разве, не за Правду?

    30.12.2017

  • serZheo

    Статья похожа на отлучение от церкви, или от ОИ. Дескать мы и в белых трюселях поедем, ничего страшного.

    30.12.2017

  • Док

    Крюков Сергей ========== Как ты не можешь понять, даже последний мониторный отморозок, или любитель мужиков, или любитель чужих мамок-жен, если он за Спартак, то значит брат и родней его уже ничего быть не может! Ты должен снисходительней быть к нашему Якличу, а гномить надо конебомжацкий антиадекват, типа днище, дырища, бигимот, команда подлецов, пенсии бабушек, вся страна в едином порыве, народные деньги, всех купили...

    30.12.2017

  • Крюков Сергей

    Бу-га-га! ========= Ну за какую Правду (я понимаю к чему ты ведёшь, как мне один пользователь сказал "ежели я и тебе бы и хотел потрафить"))? Сей писарь мне лично всегда напоминает один персонаж из Крокодила Данди (1 или 2?). Тот изображал из себя "тёмную личность" из мира криминала, ентот - якобы из мира спорта в целом, и из футбола в частности)

    30.12.2017

  • Дядька

    Бу-га-га! Дядька____ Про Краснодар пользователь с ником "Островзаячий" в 14:36 хорошо написал. Пролистни до 1-ой страницы.)) 19:20 ______________ Читал. Так ведь и Барселона не сразу построилась. В смысле той игры к которой все привыкли в их исполнении. Краснодару в этом смысле проще, если это клуб на перспективу. Самое главное чтобы Галицкий четко понимал чего он в итоге хочет, как этого достичь, и чтобы были единомышленники и не было длительной стагнации. Академия у них уже весьма не плоха.

    30.12.2017

  • Сибиряк.1974.СМ

    Всем привет. Золотое перо старалось ,но искры не высекло... Палыч их просто загрызёт, если на расслабоне весну начнут. Так что, Спартаку биться только за серебро.Надо ещё КР выиграть и в ЛЕ не опозориться. А для этого нужно состав пошевелить :покраям да в центре. Причем, иноземцев ненадо .

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Или в Фейсбуке?

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    И злокозненного Поварюгу в Твиттерах забанил.

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Крюков Сергей___ Зато ИгорьЯклич за Правду страдал неоднократно.

    30.12.2017

  • Крюков Сергей

    Бу-га-га!///Крюков Сергей______ А Туркай - это чаваш саваси кусаруси?/// ====== Очепятка енто, бро. Проверочное слово: мадеинТуркай. Кстати, верно ты заметил, эти янычаре часто "кусаруси", но наши практически всегда выходили победителями)

    30.12.2017

  • Крюков Сергей

    Док_ ======= Так, вот и первый акционер дома Терразини подтянулси). Этот Яклич Студебеккер у тебя с АЗ_ дядя иль племянник?) Сей писарь к великому спартаковскому движению имеет отношение тока на уровне той рыбы, которая прилипает к кому-то Великому и обозримому. Гномили, гномим и будет гномить, пока он себе Вятку-автомат не купит).

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Крюков Сергей______ А Туркай - это чаваш саваси кусаруси? Валерий Владимирович, 1961 сулхи, ака уйахен 17-меше, Хырай Енел яле? Или, другой какой Туркай?

    30.12.2017

  • = Даль =

    А вообще суть статьи сводится к непреложной истине: не станет Спартак в этом сезоне чемпионом - оздоровится весь российский футбол. Что ж, многие согласятся с автором.

    30.12.2017

  • Док

    Крюков Сергей ====== не, не спартаковец ты! Ибо не может настоящий красно-белый так докапываться до Игоря Яклича. Тактично поправить - это одно, а гнобить как последнего неадекватного конебомжа, зашибленного копытом или сброшенного вниз головой со Ждановского моста в Ждановку же?!! И доколе?

    30.12.2017

  • Крюков Сергей

    В Туретчину - так будет вернее)

    30.12.2017

  • Крюков Сергей

    Бу-га-га! ======Здарова, непримиримый). "Так-то" от вас из адвокатского дома "Терразини и его друзья" уже спасу нет). И вообще, "народу не нужны не здоровые сенсации". А Туркай тваго Корифея, в чан)))

    30.12.2017

  • = Даль =

    Хотите вечно здоровый Спартак, не становитесь чемпионами. Каждый год новая команда, свежее мясо, такскать. Условные Боккети и Глушаков на лаврах почивать не будут как в этом году. 0:7 в Ливерпуле это из-за чемпионства так-то.

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Крюков Сергей___ Неприкрытая зависть (злопыхательская) к Корифею в тебе говорит. Если Корифей не может определиться, с какого момента момента он стал за Спартак переживать, то ли с дядей на матче со СКА (Р-н-Д), то ли с папой на матче с Черноморцем (Од). А ты: Кубок Канады и белорусский тренер... "Спиною к нему стоял в глубокой задумчивости на задних лапах кот Василий . В зубах у него был зажат цветок кувшинки. ... -Есть еще такая болезнь, – склероз, – сообщил он...."©

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Дядька____ Про Краснодар пользователь с ником "Островзаячий" в 14:36 хорошо написал. Пролистни до 1-ой страницы.))

    30.12.2017

  • Крюков Сергей

    А грозит ли выздоровление Золотому Перлу? Не думаю. То Дзюба сам себе пасы раздаёт, то Широков с детства не мог взора оторвать от Титова, то Кубок Канады в 86-м. Теперь сам придумал себе "занятную вещь", выводов наделал. Хорошо, что есть у нас грамотные парни, как те янычары в Джентльменах, махнули вовремя над чаном). А уж про "именно мощь атаки внутри страны, помноженная на 5:1 с "Севильей" - это даже в регбийные "ворота" не лезет. С Амкаром и Марибором не прокатило, а Ливерпуль всенепремЁнно должОн был быть обыгран...И, кстати, а одному "белорусскому тренеру" в 82-м сколько было годов от роду?

    30.12.2017

  • Дядька

    serzheo ________ зато есть фирменный Краснодар со Смоловым, есть команды с поставленной игрой - Уфа и Урал. Есть перспективный Ахмат.

    30.12.2017

  • serZheo

    У нас все нормально. Нет Динамо с Вальбуеной, нет Анжи с Это.О, нет Ростова и Рубина, нет Зенита с Халком, нет ЦСКА с Вагнером. Никого нет. Выполз ФК07 и мы счастливы.Отлично.

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Даже где-то "как убивали"....

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    17 лет хворал, да...

    30.12.2017

  • Дядька

    Хорошо ли что лидеры стали слабее, а середняки подтянулись, смогут ответить только еврокубки. Пока все складывается неплохо. Что касается плова ЛЧ, то этот турнир для представителей топовых лиг. Остальные туда если попадают, то в последнее время выглядят там явными пассажирами. Выход один - становится тоже топ-лигой. Но это - отдельная большая тема.

    30.12.2017

  • Док

    Так-то недопустимо Константин Иваныча на год старить - в 1987-м он взял титул перед 67 днем рождения, а не 68-м. Всю матчасть связанную со Спартаком надо знать четко! Ну и на посошок - не будет у нас по весне разного чемпиона, будет обратно нынешний! Чтоб мне с Кузякой всю жисть за судей тереть.

    30.12.2017

  • Дядька

    "Что ж, тем мощнее вывеска первого весеннего тура – "Локомотив" – "Спартак". Если красно-белые не возьмут три очка – золотая гонка, по сути, закончится" _____________ Наработанная годами привычка предвзятости все равно автора выдает. Нужно было написать "их золотая гонка", то есть конкретно кб, иначе выглядит двусмысленно, с намеком на предвзятость. Возможно неумышленно так получилось, но что-то не верится.

    30.12.2017

  • Крылья,ноги,хвосты.

    Это как же надо играть в атаку, чтобы нанести за игру 4 удара в створ, а на выходе получить 0:7?))) Покруче, чем Найденовский судейский слом игры при 0:4.)))

    30.12.2017

  • Mishutbln

    Кстати, если рассматривать вариант именно ЧЕТЫРЁХ разных чемпионов подряд, о чём неоднократно говорит автор, то с начала 90-х годов в Германии такое было не один, а два раза: с 1991-го по 1994-й и с 1992-го по 1995-й. Аналогично, во Франции это было три раза: с 2008-го по 2011-й, с 2009-го по 2012-й, с 2010-го по 2013-й. А вообще-то, поддерживаю большинство комментариев: как ни крути цифрами, уровень российского футбола от этого лучше не станет, и чередование чемпионов никак не говорит о каком-либо его выздоровлении.

    30.12.2017

  • KuziakaPm

    Без судьи Локо сейчас в лучшем случае поровну со Спартаком шёл. Не забываем.

    30.12.2017

  • echo2011

    Можно сколько угодно жонглировать цифрами,но от этого российский клубный футбол не станет лучше и никогда не догонит элитные чемпионаты.И смена чемпионов происходит не потому,что новый чемпион сильнее прежнего, а потому,что прежний чемпион начинает почивать на лаврах.С одной стороны,хорошо,что в футболе нет таких гегемонов,как баскетбольный ЦСКА или волейбольный казанский "Зенит",но,с другой стороны,рядовые клубы с Головиными и Лысовыми на международной арене никогда ничего не добьются.

    30.12.2017

  • serZheo

    Thomas_Boy_____ Да уже по фигу, ибо проиграть 0 7 может и Томь. Так что без разницы, мы же выздоравливаем.

    30.12.2017

  • AGA

    ЮПС с Локо должны постараться выиграть

    30.12.2017

  • Ю.Ю.

    Lars Berger _____________ "Вот оно что, Михалыч" )))

    30.12.2017

  • Thomas_Boy_

    serzheo __________ Да не переживай. Все равно достойно представить Россию в ЛЧ сможет только одна команда - "Ахмат".

    30.12.2017

  • King’s Bounty 1

    Спартак или Локомотив. Главное, что бы не забабловые газовые провинциалы.

    30.12.2017

  • РусскийФракиец

    serzheo--- ну да все серость кроме блестящего зенита) который потратив летом больше всех вместе взятых в РФПЛ) на сегодняшний день вместе с серым Спартаком отстаёт от серого Локомотива на 8! очков) Что у тебя в голове?)

    30.12.2017

  • Lars Berger

    Ю.Ю., приветствую. Он про ПОСЛЕДНИЙ раз написал. А четыре чемпиона за четыре года несколько раз были. Вспомним 1981 - Динамо К, 1982 - Динамо Мн, 1983 - Днепр, 1984 - Зенит...)

    30.12.2017

  • РусскийФракиец

    serzheo Ну Зенит самый правильный чемпион, это само собой.-------------------------остальное можно не читать) Убогость и серость, рассуждает об усреднённой серости... Парадокс)

    30.12.2017

  • serZheo

    Thomas_Boy____ Ну там по накатанной еще шло все правильно. Остатки былой роскоши и правильного воспитания. Сегодня это славное время закончилось. И ждет нас уровень Малаги с АПОЭЛом под дружные крики о выздоровлении. У нас Уфа в зоне еврокубков, а Спартак чемпион... Впору вешаться или просто напиться.

    30.12.2017

  • РусскийФракиец

    Одержимый Прошлогодний псевдочемпион не в счет!-------------------ник в тему)

    30.12.2017

  • Ю.Ю.

    Хреново автор знает историю. Мог бы хоть вики поглядеть. 1960 - Торпедо Москва, 1961 - Динамо Киев, 1962 - Спартак Москва, 1963 - Динамо Москва, 1964 - Динамо Тбилиси.

    30.12.2017

  • Senot

    Конечно, это признак выздоровления. Это в Испании чемпионат больной.

    30.12.2017

  • Askido

    Семину сейчас 70, а в мае 2018-го исполнится 71.--- Будет как минимум столько же очков к Дню Рождения Палыча!!!

    30.12.2017

  • tarkys

    Хорошо если Локо поверит в чемпионство, а идет именно к этому. А вообще компиляции на темы написанного раньше, не интересны вообще.

    30.12.2017

  • Thomas_Boy_

    serzheo _________ Ну проблемы в стране начались давно. Были они и в 2014-ом, и в 2015-ом. И чемпионы тогда были кто? ЦСКА и "Зенит".

    30.12.2017

  • Edmundo.Baldivieso

    Обнаружил занятную вещь. Если "Локомотив" в этом сезоне возьмет золото, то впервые в истории российского первенства 4 года подряд будут разные чемпионы. В последний раз такое случилось перед самым развалом СССР... Куда смотрит ФСБ? Это ж намек...

    30.12.2017

  • serZheo

    Ну Зенит самый правильный чемпион, это само собой. Причем заметь, Том, как тока в стране начинаются проблемы, (90-е и сегодня) Сразу чемпионом становится кто-кто? Правильно, Спартак.... Это говорит о чем о чем? Правильно о границе серости. Если Спартак - чемпион - знай, в стране беда...

    30.12.2017

  • Pol.R

    Вроде знаток ,типа футбола,а какую то ересь пишет.Вот испания ,два клуба и все остальные ,а лучшая лига мира.Это политкорректная либероидная хрень,каждой команде по победе.И ни к чему это не ведет.

    30.12.2017

  • ОстроV Zаячий

    Вот Краснодар клёвая команда. Голова не болит чтобы чемпионом стать. Попадём в ЛЧ, не попадём без разницы.В ЛЕ получится войти в групповой этап, хорошо, нет, без нервов. Стадион красота, погода шик.Обыгрывай аутсайдеров в удовольствие. Проигрывай лидерам безвольно на здоровье.Никто не заругает.

    30.12.2017

  • Mikeroft

    Потому что у Гинера бабло на договорняки кончилось. Ну почти.

    30.12.2017

  • Thomas_Boy_

    У Сержа есть только один здоровый, честный и правильный чемпион - это "Зенит". Если чемпион не "Зенит", то это плохой чемпион и плохой чемпионат.

    30.12.2017

  • serZheo

    Вот ежели наши четверо выйдут в полуфинал ЛЕ (аки недавно мечтал один из авторов СЭ) и устроят согаз в Европе, вот тогда можно будет говорить о "выздоровлении" А на сегодня мы имеем 0 7 - чемпиону, (далеко не от гранда ) и не одной команды в плофе ЛЧ. Так что все это напоминает провал наших команд до среднего уровня. Так сказать "усреднились до серости". И ничего хорошего в этом нет.

    30.12.2017

  • Musorschik

    Не болею за Локо, но очень сопереживаю Семину. Хочу, чтобы у него получилось! Однако с посылом статьи не согласен. Чемпион у нас стал сменяться не из-за того, что в топ поднялись вчерашние середняки, а из-за опускания "топов" на их уровень. Так что интриги больше, а качество ниже.

    30.12.2017

  • Одержимый

    Прошлогодний псевдочемпион не в счет!

    30.12.2017

  • parafraz

    Игорьек, дорогой, с Новым годом! Признаком выздоровления сочту чемпионство Анжи, либо другого провинциального клуба и отсутствие госфинансирования профессиональных клубов. Все остальное выглядит заискивающе и фальшиво. Пиши правду- матку, Игорьек. Вноси свою посильную лепту в оздоровление полуживого организма, раз уж у тебя большая паства.

    30.12.2017