В официальном релизе к мероприятию сообщалось, что главной его темой будет обсуждение актуальных вопросов спортивной повестки и подготовка сборной России к Олимпиаде в Токио. Но с учетом всех потрясений, которые российский спорт пережил с конца прошлой недели, ключевой вопрос можно было сформулировать следующим образом: «А есть ли к чему готовиться? Поедет ли команда России в Токио в принципе и в каком статусе?».
По итогам Олимпийского собрания, которое продолжалось около двух часов, глава ОКР Станислав Поздняков заявил, что подготовка к Играм будет продолжена в полном объеме, а самому участию наших спортсменов в них ничто не угрожает.
— Национальный олимпийский комитет России является полноправным членом МОК и имеет такие же права, как и все остальные, — пояснил Поздняков. — ОКР не является объектом расследований или претензий по линии МОК или ВАДА. И как полноценный НОК будет формировать команду в соответствии с Олимпийской хартией. Олимпийские игры — это соревнования не среди стран, а среди спортсменов, которых направляют на Игры НОКи. Таким образом, сегодня не существует никаких препятствий для формирования команды и ее участия в Олимпиаде.
— Как вы относитесь к возможным санкциям со стороны ВАДА?
— Членами ОКР являются федерации по видам спорта. Ни к одной из них, кроме ВФЛА, нет претензий. Исполком ОКР отражает структуру олимпийского движения, а его члены — уважаемые в спортивном мире люди, руководители своих федераций. Возникает вопрос: каким образом и на каком основании они сейчас являются объектом потенциально возможных санкций? Считаю, что предложенные ВАДА меры являются чрезмерными и неадекватными ситуации.
— Если все же санкции будут приняты 9 декабря. Как отнесется ОКР к очередному выступлению российских спортсменов в нейтральном статусе?
— Речи о нейтральном флаге или таком статусе не идет. В Олимпийской хартии есть пункты, которые говорят о флаге, гимне и других атрибутах Национальных олимпийских комитетов. И я рекомендую почитать их всем, кто сейчас поднимает панику. В Пхенчхане, если вы сравниваете с той ситуацией, выступала команда под названием «Олимпийские атлеты из России», без национальной символики, поскольку тогда был временно отстранен Олимпийский комитет России. Сейчас же ОКР является полноправным членом МОК.
— Как вы относитесь к обвинениям Комитета по соответствию ВАДА? — вопрос от корреспондента ВВС.
— Пока сложно об этом говорить, необходимо дождаться решений 9 декабря. В адрес ОКР обвинений не звучит. Вердикт ВАДА, в любом случае, обсудим на исполкоме ОКР. Что касается РУСАДА, то процедура принятия решения ВАДА предполагает согласие или несогласие национального антидопингового агентства России с предъявленными обвинениями. Если РУСАДА будет согласно с обвинениями, тогда будем обсуждать, как поступать дальше. Если нет, то нужно обращаться в арбитражный суд.
ОКР является одним из учредителей РУСАДА. Руководствуясь принципами надлежащего управления, мы решили передать этот вопрос в Наблюдательный совет агентства. И уже члены наблюдательного совета будут принимать решение о том, как поступать дальше. До этого момента любые комментарии — с моей или еще чьей либо стороны — могут оказать лишнее давление.
— Если будет принято решение оспорить вердикт ВАДА в CAS, останется ли достаточно времени на это до старта Игр в Токио?
— На практике решение подобных вопросов занимает порядка трех месяцев, поэтому время, чтобы расставить все точки над i до того, как команда поедет на Игры, будет.
Вопросы о санкциях в отношении России с явно провокационным уклоном задавались еще несколькими иностранными корреспондентами. Глава ОКР ловко пресекал все попытки превратить диалог в балаган одной формулировкой «в отношении ОКР претензий нет ни у МОК, ни у ВАДА , изучите внимательнее все последние официальные заявления».
Тот же вопрос задавали и другим участникам Олимпийского собрания. Не все из них разделяют оптимизм главы ОКР в полной мере, но рассчитывают все же на лучшее.
— За ситуацией вокруг РУСАДА и допинговым скандалом мы следим, конечно, потому что две наши команды по 3х3 уже отобрались на Олимпиаду в Токио, стартует отбор у мужчин, — рассказал руководитель российского баскетбола Андрей Кириленко. — Но очень трудно что-то комментировать, не зная подробностей. Мы все гадаем на кофейной гуще. Хотя ситуация, сложившаяся с РУСАДА, конечно, печальна.
— Верите, что санкции могут быть жесткими?
— Я не верю в это. Но давайте дождемся 9 декабря.
— Для вас есть разница — выступать под российским флагом или нет?
— Конечно, нам всем хочется выступать с гимном и флагом. Спортсмены, которые ни в чем не виноваты, которые готовятся к Олимпиаде всю жизнь, должны выступать. Преступно лишать их этого права. Думаю, что в худшем случае может быть ситуация, аналогичная той, что была в Пхенчхане. Но преждевременные выводы делать не хочется.
— Сейчас много говорится об англосаксонском заговоре. Что думаете на этот счет? Как настроена ФИБА по отношению к России?
— Я посещаю различные конференции, возглавил недавно комитет по 3х3 и могу сказать, что никогда не сталкивался с каким-то особым негативным отношением. Много коллег из разных стран, в том числе и англосаксонских, и со всеми абсолютно рабочие отношения. Наверняка есть люди со стереотипами, но они есть везде. У нас в том числе. Что касается ФИБА, то в организации дружная атмосфера, все друг друга поддерживают. Если мы говорим про весь этот скандал, российский баскетбол никогда не был на радарах. Да и вообще у нас не допинговый вид спорта. Не знаю, что может помочь попадать в кольцо точнее.
— Мне непонятно, почему под удар попадает наша страна, — отметила главный тренер сборной России по синхронному плаванию Татьяна Покровская. — Балуется весь мир, и мы слышим это. Так давайте наказывать виновных. А мы почему должны страдать? Олимпиада обеднеет, если не будет участвовать наша страна, и наши великие спортсмены.
— Чего вы ждете 9 декабря?
— Будет 9 декабря, потом 20-е и так далее. Где-то ближе к Олимпиаде мы узнаем окончательный вердикт.
— Я рекомендую всем спортсменам продолжать тренироваться как если бы ничего не произошло, — сказала двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева. — Окончательного решения пока никто не услышал, а преждевременные догадки советую не принимать близко к сердцу.
Сегодня мы услышали от президента национального олимпийского комитета, что в случае запрета членам исполкома ОКР и всему ОКР ехать на Олимпиаду это будет оспариваться, потому что нет для такого решения оснований.
— Вас шокировали рекомендации ВАДА?
— Конечно. Слишком дерзко, но это понятно. Если вспомнить ситуацию перед Пхенчханом, там большую роль играл МОК. Сейчас все во власти ВАДА.
— Есть ли надежда, что их отменят?
— Надеемся. Я вообще надеюсь, что все рекомендации будут отменены и будет индивидуальная ответственность за каждый случай. Те, кто допинг употребляет, пусть дома сидят. Пусть их дисквалифицируют пожизненно и тех, кто им помогал, пусть тоже отстранят от спорта. Но не так — всех подряд без разговоров. Это уже ни в какие рамки.
— Допускаете, что обвинения ВАДА могут быть подкреплены чем-то? Сейчас же вопрос скорее не в допинге, а самой базе.
— Сложно сказать, я не владею информацией и пока не могу ответить. Мне неизвестно, что мы ответили на те вопросы, которые были поставлены ВАДА нашей стороне. 9 декабря опубликуют вопросы и ответы, надеюсь, тогда будет понятно.