21 августа 2018, 16:00
Мужская эстафета 4х100 м. Крайне зрелищный вид программы. Историческое для себя серебро внезапно выигрывает сборная Турции. Любители легкой атлетики со стажем недоумевают: откуда в этой стране взялось сразу четыре сильных спринтера, если прежде их не было вообще? Внимательно изучаем протокол. Интересно узнать, что за самородки такие. Обнаруживаем следующее.
Первый этап – Эмре Зафер Барнс. Он же – Уинстон Барнс, уроженец Ямайки, за которую до 2015 года и выступал. Но по меркам своей родины результаты показывал скромные, его личный рекорд на 100 м – 10,14. Зато переехав в Турцию он мгновенно стал звездой.
Второй этап – Джек Али Харви. Его биография – копия Барнса, с которым они прежде вместе бегали на Ямайке и были лишь одними из сотен неплохих спринтеров. Но после переезда у Харви поперло. В 2016 он стал вторым на 100 м на чемпионате Европы в Амстердаме, принеся Турции… первую в истории медаль на таком уровне. Он же значительно улучшил национальный рекорд, который теперь равен 9,92. А в Берлине стал третьим на личной дистанции и внес значительный вклад в успех эстафетной команды.
Третий этап – Йигиткан Хейкимоглу. Единственный из четверки, кто родился и вырос в Турции. И его личный рекорд – 10,34. Почувствуйте разницу.
Четвертый этап – Рамиль Гулиев. Действующий чемпион мира на 200 м был финишером сборной и вот его в России знают хорошо. Уроженец Азербайджана при определенном стечении обстоятельств мог бы выступать и за нашу страну, но с этим так и не срослось. В 2011 году он получил турецкий паспорт и на данный момент является главной легкоатлетической звездой этой страны.
ПОБЕДЫ ПО-КАТАРСКИ
Глобализация – явление не новое. Люди в силу различных обстоятельств переезжают в другие страны, происходит подобное и со спортсменами. Вот женился сноубордист Вик Вайлд на Алене Заварзиной, какие тут варианты? Либо она в США, либо он – в Россию. Ан Хен Су был никому не нужен в Южной Корее и рассматривал любые варианты продолжения карьеры. Самым оптимальным оказался с переездом в нашу страну, где он и выиграл еще три олимпийских золота в шорт-треке под именем Виктор Ан.
Некоторые бегут из-за неоднозначной спортивной системы в стране. На Кубе, например, до сих пор все гонорары поступают на счет государства. А выигравшему их атлету возвращаются лишь небольшие проценты. Особенно странно, что такая же система работает на коммерческих стартах. Получается, даже стабильно занимая высокие места на условной "Бриллиантовой лиги", кубинский спортсмен не имеет шансов хорошо заработать. Вот никого и не удивляет, что барьерист Орландо Ортега сбежал из сборной во время чемпионата мира в Москве, через два года получил испанский паспорт, и теперь является одним из главных конкурентов Сергея Шубенкова в Европе. А обладатель третьего в истории результата в тройном прыжке Педро Пабло Пичардо с этого года представляет Португалию.
Однако, помимо безысходности или стечения жизненных обстоятельств, спортсмены и некоторые государства все чаще идут на хитрость. Страны, которые испытывают дефицит в каких-то видах, поворачивают голову туда, где хороших мастеров в своем деле переизбыток. По всему миру играют бразильские футболисты. Посмотрите хотя бы состав нашей мини-футбольной сборной. За кого только не бегают средние и длинные дистанции кенийцы.
Порой доходит до безумия. Так к домашнему чемпионату мира по гандболу в 2015 году катарцы натурализовали игроков из Испании, Франции, Черногории и Сербии. Забавно, что для вратаря Даниела Шарича Катар стал аж четвертой сборной, цвета которой он защищал.
В итоге команда, которая прежде за всю историю лишь раз поднималась выше 20 места на чемпионатах мира, дошла… до финала. На Олимпийских играх-2016 из 14 игроков катарской заявки легионеров было сразу 11.
КАК УСТАНОВИТЬ РЕКОРД США НА ЧЕМПИОНАТЕ ЕВРОПЫ
Вот и в Берлине на чемпионате континента по легкой атлетике было много показательных случаев. Самый быстрый человек Европы сейчас – британец Жарнель Хьюз. Родился и вырос он на острове Ангилья – самоуправляемой заморской территорией Великобритании. От Лондона его дом находится более чем в 6500 км. Хьюз готовится на Ямайке у Глена Миллса – тренера Усейна Болта. Участвовал на Панамериканских играх и соревнованиях для стран Карибского бассейна. Но в силу того, что у Ангильи нет своего олимпийского комитета, выступает теперь за британцев. Точно такая же история у призера ЧЕ-2018 в прыжках в длину Шары Проктор.
При этом ангильцы продолжают записывать их личные достижения в таблицу своих национальных рекордов.
Дальше в этом плане пошли американцы. Рекорд США в прыжках с шестом теперь – 6,05 м. И принадлежит он… шведу Арману Дюплантису, который одержал красивейшую победу на чемпионате Европы. У него, правда, есть и американское гражданство, а согласно правилам Штатов – этого уже достаточно. И не важно, что Дюплантис за США не выступит никогда.
В Берлине золото в тройном выиграл португалец Нельсон Эвора, до 18 лет выступавший за Кабо-Верде. Вторым стал экс-кубинец Алексис Капелло – теперь он представляет Азербайджан. В эстафете 4х400 м завоевать серебро британцам помог победитель Африканских игр-2011 в составе Судана Рабах Юсиф. Рожденная в Кении Лора Чемтай-Сальпетер принесла Израилю золото на 10000 м.
ПЯТЬ ТУРЕЦКИХ МЕДАЛЕЙ
Длинные бега в этом смысле были особенно прекрасны. Бельгии серебро на 10000 м добыл Башир Абди, уроженец сомалийского Могадишо. Серебряный призер из Швейцарии в марафоне Тадессе Абрахам родился в Эритрее, установивший в том же забеге рекорд Израиля Марху Тефери – в Эфиопии, как и финишировавший за ним австриец Лемаворк Кетема. Бронза марафона досталась Йассину Рачику – марокканцу, три года назад получившему итальянский паспорт. В той же стране появился на свет Абделятиф Мефтах, а в Берлине он стал лучшим из французов на 42,195 м.
Но если в большинстве стран число натурализованных атлетов не превышало трех, то турки отличись по полной.
До 2016 года медалей на чемпионатах Европы у них вообще не было, а в Германии вышло сразу пять. Помимо уже упомянутых Харви, Гулиева и эстафеты 4х100 м отличились Йасмани Каппело (400 м с/б) и Йасемин Джан (5000). Он – из Кубы, она – из Кении.
Но и это еще не все. Все три "турка", выступавшие на 10000 м, тоже из Кении. По одному представителю от страны было на 1500 м и 3000 м с/п – они, не удивляйтесь, оттуда же. В этом смысле отличился Мерт Гирмалегезе, бежавший марафон. Он – из Эфиопии.
Сменить клуб – это одно, страну – совершенно другое. Но выходит так, что в современном мире все чаще правила бизнеса преобладают над моральной стороной вопроса.